Четверг, 28.03.2024, 17:06
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Персональный сайт руководителя Музея школы № 76 Ткачевой ...

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [137]
Другие статьи [9]
Поиск
Вход на сайт
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ МУЖЕСТВА, ПОСВЯЩЁННЫХ 70-ЛЕТИЮ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖ
    Празднование 70-летия разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве - огромнейшее событие в жизни не только России, но и всего прогрессивного человечества, будет широко отмечаться различными мероприятиями: торжественными собраниями, митингами, возложениями венков и гирлянд памяти к Вечному огню, концертами, в том числе, театрализованными мероприятиями, посвященными литературным произведениям военной тематики.

    Данные методические рекомендации касаются одной из форм воспитательной работы – урока мужества.

    Уроки мужества, представляют собой внеклассные мероприятия, интегрирующее в своей идее когнитивную, эмоционально-чувственную, ценностно-смысловую, морально-волевую, деятельностно-рефлексивную стороны личностного опыта. Именно в этой интеграции заключается особенность использования в воспитательной работе данной формы.

    Комплексность воздействия на психический мир личности достигается сбалансированным воздействием информации, иллюстративного материла, артефактов, непосредственного контакта с участниками событий, просмотром художественных и документальных фильмов, исполнением песен. При комплексном использовании исторического иллюстративного материала разница и расхождение между историческим фактом (историческим событием) и его интерпретацией исчезает, а вопрос об особенностях памяти о прошлом может не артикулироваться. Урок может иметь дискуссионную часть, в ходе которой, например, обсуждается героический поступок, историческое событие.

    Победа под Сталинградом имела грандиозные последствия для Красной Армии, советских солдат и офицеров, для всей страны. В ходе Сталинградской битвы идеи чести, свободы, патриотизма, любви к Родине слились в единое целое с противоречивым русским национальным характером, идеологией коллективизма и стали новым, реальным мироощущением десятков и сотен тысяч защитников Сталинграда, всей России. Этому мироощущению соответствовал феномен Победителя, сформировавшийся в кровопролитных боях и пробудивший непобедимый дух воина-освободителя.

    Поэтому целью уроков мужества в образовательных учреждениях Волгоградской области должно стать формирование новых поколений победителей, доверяющих своей стране, её ценностям, истории, культуре и традициям, вовлечённых в проблемы общественного развития, способных к жизнедеятельности в изменяющемся мире, преодолению вызовов истории и современности, готовых к самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации на благо Отечества, обеспечивающих их социальную успешность, ответственных перед семьёй, обществом и государством, занимающего активную гражданскую позицию.

    Задачи, решаемые при подготовке и проведении уроков мужества: расширение и углубление представлений обучающихся о всемирно-историческом значении и величии роли Сталинградской битвы в сохранении и развитии мировой цивилизации; актуализация путей и средств сохранения и освоения наследия защитников Сталинграда как высшей общественной ценности и как социально-исторической памяти; формирование у детей и молодёжи культуры «прочтения» наследия Сталинградской битвы, потребности обращаться к урокам прошлого; содействие межпоколенческой консолидации общества в деле духовного, политического и экономического возрождения России; использование опыта старших поколений, героев Сталинграда, Великой Отечественной войны, тружеников тыла - людей разных возрастов, национальностей и вероисповедания для формирования человека культуры, гражданина, патриота; воспроизводство в настоящем и будущем идей, идеалов, образов, значений, ценностей, смыслов, традиций, стереотипов, культурно-нравственных ориентиров, проявившихся в Сталинградской битвы, в современной общественной жизни; военно-патриотическое воспитание на основе подвига советского народа в Сталинградской битве, примеров выполнения священного долга по защите Родины, образов героизма и самоотверженности; раскрытие форм и граней единства прошлого, настоящего и будущего России, обеспечение преемственности духовных, культурных и боевых традиций нашего народа и его Вооруженных Сил; формирование социальной ответственности у молодежи за прошлое, настоящее и будущее России.

    Обращение к истокам мужества героев Сталинграда направлено на воспитание успешных, конкурентоспособных молодых людей, поколений победителей, инициативно-активных граждан, обладающих способностями к интеллектуальному творчеству и социальному действию, преодолению природных, моральных, социальных противоречий и трудностей, вызовов и угроз, стоящих перед обществом и государством в условиях быстро меняющегося мира, готовых стать достойными наследниками и продолжателями ратного и трудового подвига фронтового поколения – задача патриотического воспитания детей и молодёжи Волгоградской области.

    Подготовительная часть включает в себя: определение цели, условий проведения урока мужества, задач проведения, исходящих из условий проведения. Результатом такой методологической проработки выступает формулировка темы урока мужества. В качестве примеров такой формулировки могут выступать: «Подвигу Сталинграда жить в веках»; «Мы чтим и помним Вас, герои Сталинграда!»; «Вехи великой битвы на Волге»; «Меч Великой Победы ковал Сталинград!»; «На Сталинградском направлении»; «Ты в нашей памяти и сердце Сталинград!»; «Поклонимся великим тем годам...»; «200 огненных дней и ночей» и т.д.

    В ходе подготовки необходимо выявить ресурсы, актуализирующие эмоциональный мир участников урока мужества. Для этого предлагаются следующие Интернет-ресурсы: www.vip-volga.narod.ru Народная энциклопедия Волгоградской области, http://www.stalingrad-battle.ru Музей-заповедник «Сталинградская битва», http://www.volfoto.ru фото Волгограда, http://www.stalingrad.ws/ Сталинградская битва, http://www.visitvolgograd.ru/article/museums/0004/0004.htm блог-путеводитель по историческим местам Волгограда, http://battle.volgadmin.ru/ страница о Сталинградской битве сайта Правительства Волгоградской области, http://images.yandex.ru/ фото Сталинградской битвы, http://stalin-battle.narod.ru/ сайт о Сталинградской битве, http://militera.lib.ru/h/samsonov1/ill.html текст книги Самсонов А.М. «Сталинградская битва», http://dokofilm.ru/news/stalingradskaja_bitva_2002/2011-04-12-260 документальный фильм «Сталинградская битва» (2002), http://kinofilms.tv/film/stalingradskaya-bitva/29257/ документальный фильм «Сталинградская битва» (1949), http://www.moova.ru/news/stalingradskaja_bitva_2_serii/2010-11-24-6999 художественный фильм «Сталинградская битва» (2 серии) – 2010, http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/135501/ статья в словаре «Сталинградская битва», http://www.russlav.ru/aktualno/stalingradskaya-bitva.html о Сталинградской битве, http://www.rkka.ru/maps1942.htm карты Сталинградской битвы, http://www.opoccuu.com/191111.htm русский портал, http://mamaew-kurgan.ru/dir/1 Мамаев курган, http://moikompas.ru/compas/stalingrad о Сталинградской битве, http://www.stalingrad.h15.ru/articles/main/Index.htm о Сталинградской битве, http://www.warheroes.ru/Stalingrad.asp сайт городов-героев, http://www.ria.ru/spravka/20120717/700924750.html хроника Сталинградской битвы, http://www.otvoyna.ru/statya74.htm документы Сталинградской битвы, http://bung.do.am/publ/fridrikh_pauljus/1-1-0-13 статьи о военачальниках Сталинградской битвы и др.

    При проведении урока мужества находят применение практически все художественные средства, которые используются в культурно-досуговой деятельности. Художественные средства делают ход урока мужества выразительным, эмоционально-насыщенным, интересным и увлекательным, создают возможность для глубокого эмоционального переживания собственных поступков в похожих ситуациях.

    Художественное слово. Один из самых доступных для восприятия видов художественного исполнительства – чтение стихов и прозы. В ходже урока мужества возможно использование разнообразных форм речевого исполнительства: монологи в стихах и прозе, парная и хоровая декламация, декламация в лицах. Драматические фрагменты. Театрализация может использоваться в узловых моментах хода урока мужества. Музыка. Многочисленные способы использования музыкальных произведений в ходе урока мужества могут быть сведены к следующим основным вариантам: музыка как средство создания и углубления у участников урока мужества необходимого эмоционального состояния, либо музыка как средство привязки действия к определенному месту и времени. Музыка может иметь и вспомогательное значение, служить своеобразным фоном для рассказа или игрового эпизода. Видеосюжеты в ходе урока мужества. Использование видео открывает перед организаторами уроков мужества поистине безграничные возможности. Кроме высокой эмоциональной выразительности и убедительности фильмов, немаловажную роль играет простота применения кино- видеоматериалов, легкость введения кино-отрывков в смысловой ряд урока мужества любой темы. Лучший и наиболее впечатляющий способ такого показа – демонстрация специально смонтированных очень коротких эпизодов из киноматериалов разных лет. Сравнительно несложно одновременно вмонтировать на экран цифры, показывающие, к какому году относятся изображаемые на экране события.

    Сценарий урока мужества - это педагогическая программа образовательно-воспитательной духовно-ценностной интеграции участников. Существуют несколько факторов, которые влияют на успешность урока мужества и которые необходимо учитывать при его планировании.

    Во-первых, нужно четко определить на какую возрастную группу оно будет рассчитано. Затем, исходя из психологических и физических особенностей предполагаемого возраста, пишется сценарий.

    Во-вторых, учёт специфики аудитории.

    В-третьих, сценарий мероприятия должен обладать следующими характеристиками: информативность (позитивная информация), эмоциональная насыщенность, ценностная и смысловая наполненность, проживаемость и переживаемость событий, возможность рефлексии.

    В-четвертых, ход урока мужества должен быть обоюдным, все его участники – участники происходящего. При этом события должны держать зрителя в постоянном напряжении, вызывать интерес.

    Алгоритм сценария урока мужества.

    1. Оформление зала.

    2. Демонстрация фрагмента кино- видеофильма.

    3. Выступление чтецов, фонограмма.

    4. Открытие урока мужества, представление гостей, ветеранов.

    5. Информация о событиях, которым посвящён урок мужества, демонстрация слайдов, видеофрагментов.

    6. Выступление ветеранов, гостей, ответы на вопросы обучающихся.

    7. Художественное чтение, исполнение песен, других номеров художественной самодеятельности.

    8. Выступления обучающихся с проектами по теме урока мужества.

    9. Награждение ветеранов, гостей памятными подарками.

    10.Демонстрация фрагмента кино- видеофильма.

    11.Закрытие урока мужества.



    Организационные основы проведения урока мужества.

    1.Непосредственно перед уроком мужества необходимо проверить уровень подготовленности всех участников и ответственных за свои части сценария, внести последние коррективы.

    2.Назначить ответственных: за встречу гостей, за организацию гардероба (если нужно) и размещением участников. Пусть гости с первых шагов почувствуют, что их ждали.

    3.Необходимо четко соблюдать регламент проведения урока мужества.

    4.Четкая, слаженная работа всех участников организации мероприятия позволит провести его на высоком уровне.

    5.Необходимо по ходу действия следить за реакцией аудитории и, по возможности вносить коррективы в сценарий.

    6.Проводить гостей также важно, как и встретить.

    После проведения урока мужества необходимо проанализировать его ход и итоги. В процессе анализа необходимо дать оценку эффективности работы всех организаторов, оценить само событие: успешное, среднее и провальное.

    Отследив все этапы подготовки и проведения мероприятия, выявить все сильные и слабые места, выработать рекомендации для использования положительного опыта в дальнейшем.


    Рекомендуемая литература.

    Адам В. Катастрофа на Волге. (Трудное решение). — М.: Прогресс, 1965.

    Бивор Э. Сталинград. - Смоленск, «Русич», 1999.

    Битва за Сталинград / Под ред. А.А.Кольтюкова и Ю.П.Квятковского. - М.-Спб.: «Искусство России», 2002.

    Видер И. Катастрофа на Волге. — М.: Прогресс, 1965.

    Гареев М.А. Операция «Марс» и современные «марсиане» // Военно-исторический журнал. - 2003. - №10. - С.17-21.

    Гончаров В. Тайна операции «Марс» // Попель Н.К. Танки повернули на запад. - М., 2002. - С.433-453.

    Гроссман В. Жизнь и судьба. — М.: Книжная палата, 1990.

    Ерёменко А.И. Сталинград. — М.: Воен. изд. МО СССР, 1961.

    Жаркой Ф. М. Танковый марш. - Изд. 3-е, МВАА. — СПб., 2011.

    Исаев А. Сталинград. За Волгой для нас земли нет. - М., «Яуза», 2008.

    Корти Э. Немногие возвратившиеся. Записки офицера итальянского экспедиционного корпуса 1942-1943 гг. - М.: Центрполиграф, 2002.

    Крылов Н. И. Сталинградский рубеж. — М.: Воениздат, 1979.

    Некрасов В. В окопах Сталинграда. — М.: Русская книга, 1995.

    О войне и товарищах. Сборник воспоминаний. — Красноград: АО «КМП», 1996.

    Орлов А.С. Красная Армия в 1942-м: от поражений к победам // Россия XXI. - 2002. - №3. С.194-196.

    Панин Д.Н. Память сердца против «Врага у ворот» // Русский дом. - М., 2002. - №№ 10,11.

    Самсонов А. Сталинградская битва. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Наука, 1989.

    Симонов К. Дни и ночи. — М.: Московский рабочий, 1976.

    Сталинград: к 60-летию сражения на Волге. — Сб.-М.: Воениздат, 2002. — 335 с.

    Сталинградская битва. Хроника, факты, люди.: В 2 кн. М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2002; Cталинградская эпопея. - М.: Звонница,2000.

    Сталинградская эпопея. Сборник. — М.: Наука, 1968.

    Сталинградская эпопея: Материалы НКВД СССР и военной цензуры из Центрального архива ФСБ. М.,2000..

    Судоплатов П.А. Разведка и Кремль: Записки нежелательного свидетеля. - М.,1996. - С.188.

    Холль Э. Когда Волга текла кровью. — М.: Прогресс, 1965.

    Чуйков В.И. Сражение века. — М.: Советская Россия, 1975.


    Электронные полнотекстовые материалы.

    http://www.vounb.volgograd.ru/zemlya_volgogradskaya.html - электронный каталог Волгоградской областной универсальной научной библиотеки.

    http://culture.volganet.ru/folder_6/ - корпоративная библиотечная сеть Волгоградской области.


    Категория: Мои статьи | Добавил: asd2373 (20.01.2013)
    Просмотров: 1034 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: