Пятница, 19.04.2024, 11:25
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Персональный сайт руководителя Музея школы № 76 Ткачевой ...

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [137]
Другие статьи [9]
Поиск
Вход на сайт
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Методические рекомендации по организации различных форм учебно-воспитательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию

    Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

    А.Н. Толстой


    Военная история России является яркой летописью самоотверженной борьбы нашего народа, которая покрыла Русскую армию неувядаемой ратной славой за целостность и независимость родной земли. В периоды тяжких испытаний с особой остротой проявлялось патриотическое самосознание людей. Дух народа оказывал решающее воздействие на боеспособность защитников Отечества. Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Георгий Жуков и многие другие славные имена, и их дела останутся навечно в памяти народной.

    История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти. О таких событиях и говорится в Федеральном законе № 32 от 13 марта 1995 года, который получил название «О днях воинской славы и памятных датах России».

    Именно с таких событий и начинает отсчет 2013 год: 70-я годовщина разгрома фашистских войск под Сталинградом (2 февраля),  95 годовщина праздника, посвященного защитнику Отечества (23 февраля), который в разные годы назывался по-разному: День Советской Армии и Военно-морского флота, День защитника Отечества. К этим круглым датам можно прибавить и десятки других Дней воинской славы и памятных датах России (Приложение), которые являются неотъемлемой частью патриотического воспитания подрастающего поколения. 

    Сложилась хорошая традиция в образовательных учреждениях многих городов проводить месячник военно-патриотической работы.

    Цель данного мероприятия: формирование патриотических чувств сознания у детей и подростков, популяризация технических и военно-прикладных видов спорта. О патриотизме надо говорить не только в этот период и поэтому необходимо обратить внимание и на другие знаменательные даты России и в течение всего года: это и праздник Победы 9 мая, и День памяти и скорби 22 июня (Приложение), и многие другие события военной истории России.

    Существует великое множество форм воспитательных мероприятий, посвященных названным датам. Они бывают массовыми, групповыми и индивидуальными, а так же словесными (собрания, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т.п.), практическими (деловые игры, экскурсии, конкурсы, вечера, праздники и т.д.) и наглядными (выставки художественного творчества, книжные выставки, тематические стенды, наглядная агитация и т.п.).

    Каждая из форм воспитательной работы решает вполне определенные воспитательные задачи в целях развития личности, интересов и потребностей обучающихся, способствует формированию на этой основе тех или иных качеств, умений личности. Особенности формы воспитательной работы обусловлены тем, что каждая из них организует специфическую общественно-ценностную деятельность ученика, и они не повторяют друг друга.

    В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность, которая зависит от многих компонентов: содержания и направленности воспитательных задач, профессиональной подготовленности, уровня воспитанности и личностного социального опыта, как учителя, так и ученика; особенностей коллектива и его традиций и их связи с традициями региона; технических и материальных возможностей образовательного учреждения.

    Эффективность той или иной формы во многом зависит от максимального приобщения основной массы учащихся к подготовке и проведению предстоящего мероприятия, сочетания эмоциональных и рациональных начал в планируемом мероприятии, целесообразного сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм воспитания.

    В данных рекомендациях мы представляем вам только небольшой список интересных форм работы, которые вы можете использовать в своей воспитательной деятельности.

    Формы работы

    Одной из распространенных и интересных форм работы в данном направлении является Урок мужества, гражданственности и патриотизма.

    На уроках мужества воскрешается слава, доблесть и высокий патриотизм старших поколений, оживают героические страницы истории страны.

    Сам урок должен быть итоговым, кульминационным моментом в ряду мероприятий, проводимых в честь Дней воинской славы.

    Цель уроков: помочь детям и подросткам глубже осознать беспримерный подвиг нашего народа в грозные годы Великой Отечественной войны, связь нашего героического прошлого с современностью.


    Задачи урока мужества:

    · популяризация истории России, Российской Армии, родного края;

    · развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей;

    · формирование у детей и подростков любви к Родине и ее Вооруженным силам;

    · развитие общей культуры у детей и подростков, их гражданских и нравственных качеств;

    · пропаганда и сведения о национальных святынях и символах, их почитание.


    Организуя урок, необходимо помнить, что уроки проводятся в специальных помещениях: музеях, комнатах боевой славы, символическихместах города или края. Если это учебный кабинет. То он должен быть соответствующим образом оформлен.

    Критический опыт пережитого показывает – прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков и предшественников было немало негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и «вспомнить что-то вновь». То, что вполне очевидно для людей старшего и среднего поколений, порой непонятно для подрастающего поколения. Поэтому учителю на уроке предстоит соединить имеющиеся у школьников представления о тех событиях с их непосредственным духовным опытом.

    Важно, чтобы обучающиеся осознали ту огромную опасность, которую всему человечеству, стране, их городу, несла на штыках нацистская Германия и ее союзники. Целесообразно создать у обучающихся образ военного прошлого, показать город того времени не только через общие характеристики, статистические данные, но и через обращение к человеческой личности, раскрывая тему «Народ и война».

    Важнейшей задачей рассмотрения военной темы является обращение обучающихся к истории своей семьи, которая обязательно в той или иной мере была вовлечена в события Великой Отечественной войны, чаще всего несла людские потери.

    Изучение истории России в годы войны целесообразно рассматривать, привлекая материал экспозиций школьных и городских музеев, в которых отражены события реалий прошлого нашего народа.

    Содержание урока мужества также может быть посвящено локальным войнам (например, войнам в Афганистане, Чечне) и боевым действиям, в которых принимали участие воины российской армии.

    Методическими условиями успешного проведения занятия являются:

    · опора на местный материал, включение в содержание урока фактов участия в войнах выпускников школы, местных жителей

    · возможность использования семейных архивов учащихся (фотографии, письма и т.д.)

    · приглашение ветеранов Великой Отечественной войны, трудового фронта времен войны и воинов-интернационалистов, участников локальных воин и других боевых действий

    · использование социокультурных возможностей города при проведении занятия.

    · максимально возможное использование наглядного материала, фонозаписей, предметы быта военных лет, настенной карты «Великая Отечественная война», фрагменты документальных и кинофильмов о войнах

    · необходимо предусмотреть включение в мероприятия минуты памяти, возложение цветов к школьным мемориальным доскам, знакомство с экспозициями школьных музеев

    Дополнением к оформлению Урока мужества могут стать предварительно подготовленные обучающимися информационные листы, стенды, стенные газеты. В заключение можно рекомендовать такие элементы, как вручение наказа ветеранов - почетных гостей школьникам, ответное слово ребят и вручение ветеранам сувениров и подарков, сделанных своими руками, цветов.

    Следует обратить внимание на то, чтобы данный Урок мужества, не превратился в простое перечисление дат, имен, фактов и событий. Основным показателем удавшегося занятия можно будет считать искренний интерес учащихся к событиям прошлого, организации встреч с ветеранами войны, помощи тем, кто нуждается в их внимании. Это должно способствовать осознанию краснодарскими школьниками себя частью страны, города, выработке собственной активной жизненной позиции.

    Результатом Урока мужества может стать фотогазета, фотоальбом, видеофильм, рукописный журнал из ученических работ, выставка детских рисунков и проектов.

    Одной из распространенных и часто используемых форм работы гражданско-патриотического воспитания является линейка.


    Линейка (торжественная церемония) — ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке. Функции субъектов взаимодействия следующие:

    · ведущий линейки (находится в центре внимания);

    · выступающие (с монологами или короткими представлениями выходят в центр внимания);

    · зрители;

    · исполнители ритуальных действий.


    Ритуалы, применяемые на линейках:

    · подъем государственного флага;

    · наличие государственных флагов Российской Федерации, Кубани;

    · вынос знамени;

    · награждение.



    Сценарный план линейки:

    1. Открытие линейки.

    2. Исполнение гимна (подъем государственных флагов, если есть флагштоки).

    3. Вынос знамени школы.

    4. Вступительное слово может звучать из уст администрации или подготовленных учеников школы.

    5. Представление почетных гостей.

    6. Выступление почетных гостей.

    7. Основное содержание линейки, в которую может быть включено награждение, клятва, присяга, ритуальное приветствие, возложение цветов, смена почетного караула и т.д.

    8. Закрытие линейки.

    9. Вынос знамени.

    10. Исполнение гимна.

    11. Афиша-приглашение к участию в общешкольных, районных, городских мероприятиях, посвященных событии, в честь которого проводится линейка.

    Необходимо помнить, что Даная форма скоротечна, т.к. проводится при общим построении детей.

    В связи с упоминанием данных форм работы, целесообразно напомнить еще о некоторых: агитбригада, беседы («Историческое наследие Российской армии», «Патриотизм – это любовь к Родине» и т.д.); Вахта памяти, викторина («Подвигу народа жить в веках», «Этих дней не смолкнет слава» и т.д.); встреча с ветеранами войн и труда, с военнослужащими и курсантами военных институтов, тематический вечер («Горячие сердца», «Со звездой на груди…»); творческие конкурсы (например: «живых картин», знатоков книги, плакатов военной поры и др.), «Живая газета», заочное путешествие («Имена героев на карте города», «Здесь жил герой…» и др.); манифестация у мемориалов Славы, «Огонек», поход по местам боевых сражений, просмотр и обсуждение фильмов («В жизни есть место подвигу», «Великая Отечественная война в произведениях русских писателей и поэтов»…); устный журнал, философский стул, этические диалоги, мультимедийная историческая справка (экскурс в историю) и многие другие. Сегодня применение компьютерных технологий в воспитательной работе, только улучшит восприятие информации и поэтому применение мультимедийных установок для визуального восприятия будет тем самым недостающим звеном и в викторинах, и в творческих конкурсах, и в других мероприятиях.


    «Путешествие» - динамико-статичный тип форм воспитательной работы, которым относится такие известные формы, как игра-путешествие, экскурсия, поход, парад.


    Игра-путешествие имеет и другие названия «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета».

    Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, вообще игра-путешествие одна из самых богатых по потенциалу форм.

    Алгоритм проведения игры-путешествия включает в себя:

    1. Подготовку участников к восприятию игры-путешествия.

    2. Сбор- старт.

    3. Движение команд по маршруту.

    4. Участие команд в организуемой на площадках деятельности

    5. Сбор-финиш.

    6. Организация последействия.


    Экскурсия — специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции. Форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и проч. Позволяет углублять знания, наглядно знакомят с успехами профессиональной деятельности, в развитии науки и техники, помогают воспитывать учеников на трудовых и боевых традициях Отечества, а также решать задачи эстетического и нравственного воспитания.

    Для успешного проведения экскурсии необходимо составить подробный план, разработать маршрут, сформулировать задания и вопросы для обучающихся.

    Интересны экскурсии по родному городу, например «Город опаленный воной», «Край в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.», «Когда была война», к памятникам и памятным местам города «Их именами названы улицы», «В мраморе и граните (памятники г. Волгограда героям и жертвам Великой Отечественной войны 1941-45 гг.)», «Горькие станицы истории», экскурсия по Залу боевой славы школы, по экспозициям краеведческого исторического и других музеев «У войны не женское лицо», «Дети Сталинграда». «В небе Сталинграда (герои воздушных сражений)», «Война. События. Люди (наш край в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг.)», «Зверства фашистов народной земле».


    Экспедиция — коллективное путешествие куда-либо, посещение каких либо объектов с исследовательской целью. К данной теме хорошо подходят поисковые экспедиции на территории края, где проходили бои.


    Поход — дальняя прогулка или путешествие, специально организованное передвижение на определенное (достаточно протяженное) расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (привалы).

    Характерной чертой всех форм воспитательной работы типа «путешествие» является наличие оформление схемы маршрута. В игре-путешествии, как и в походе, схема движения обычно называется маршрутным листом. Однако, в первом случае маршрутный лист во многом — атрибут игры.

    По итогам похода желательно провести ряд мероприятий: беседа — обсуждение итогов похода, просмотр кино(фото) видео материалов, отснятых в ходе путешествия, оформление выставки, альбома и другие.


    Парад - ритуальное передвижение участников с целью демонстрации внешней красоты костюмов, строя и т.п. Данная форма в настоящее время стала активно использоваться в учреждениях города: «Парад юнармейских отрядов», «Смотр строя и песни».


    Спектакль— представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия.


    Устный журнал (газета), выступление агитбригады, т.е. демонстрация какой-либо информации (актуальных проблем) в художественной форме. Спектакль предполагает реализацию участниками таких функций, как актеры (выступающие) и зрители. В самом театральном сценарии (пьесе) заложено развитие сюжета: завязка, восхождение, кульминация, развязка. Поэтому педагогу-организатору следует учитывать заложенный пьесой эмоционально-содержательный алгоритм. Спектакль может проходить не обязательно в зрительном зале («Дорогами Победы»).


    Концерт — «публичное исполнение музыкальных произведений, возможно в сочетании с хореографией, декламацией и другими номерами» Другими словами, концерт - это, представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров (танец, песня, театральная миниатюра и др.).

    Несмотря на широкую известность концерта как формы воспитательной работы, позволим себе обратить внимание на такую деталь, как ритм совместного действия. Если в спектакле он основывается на алгоритме, заложенным автором пьесы, то сложность концерта как раз и состоит в том, чтобы разные номера выстроить в последовательные части: завязка, развитие, кульминация, развязка и финал (вечер инсценированной песни, вечер военной песни и т.д.). тематический вечер «).


    Просмотр кино — видео- , телефильма, спектакля — представление, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами. В данной форме присутствует две функции субъектов взаимодействия — зритель и организатор просмотра.


    Представление-соревнование (конкурсная программа на сцене или на площадке) — представление, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо (военно-спортивная игра «Зарница», «Орленок»). Разновидности: конкурсная программа на сцене или спортивные игры на площадке («Держим равнение на защитников Отечества»). Эта форма является достаточно популярной. Вспомнить хотя бы КВН, рыцарский турнир (демонстративное соревнование в искусстве владения игровым оружием, соревнование фехтовальщиков, проходящее в антураже средневекового турнира благородных рыцарей), познавательно-интеллектуальную игру «Победа», спортивные командные игры «Зимняя спартакиада», «Равнение на героев», «Статен в строю, силен в бою». Спортивные игры могут быть как традиционные, так и шутливые.


    Митинг— собрание для обсуждения каких-либо значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в виде устных монологических выступлений отдельных ораторов.


    Диспут — специально организованное представление в ходе, которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме) «Служу России…».


    Дискуссия - специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения. Различают следующие разновидности дискуссии: «круглый стол», «заседание экспертной группы», «форум», «симпозиум», «дебаты», «судебное заседание»: пресс-конференция выпускников-курсантов, дебаты «Готов ли стать защитником Отечества», «Ветераны среди нас».


    Защита проектов — представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты. Функции участников взаимодействия: ведущий, зритель-коммуникатор, демонстратор. Защите проектов обязательно предшествует такая форма как подготовка к представлению — придумывание, разработка и оформление проекта («Я - гражданин России», «Подарок далеким защитникам», «Рядом с нами»).


    Субботник(трудовая акция) - ограниченная по месту и времени специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей.


    Изготовление выставки (газеты, книги, летописи и т.д.) - специально организованная деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации кому-либо. Функции участников взаимодействия ярко просматриваются, если учесть, что в основе данной формы лежит предметно-практическая деятельность. Именно поэтому логично предположить, что при изготовлении выставки необходимы те, кто организует совместное и индивидуальное творчество и те, кто непосредственно выполняет задания. С точки зрения организации пространства и времени видно, что эта форма является дискретной. В воспитательных целях изготовление выставки, газеты, летописи и т.д. может использоваться для приобретения детьми опыта деятельности, формирования эмоционально-ценностных отношений, а также для отдыха («На страже Родины», «Есть такая профессия – Родину защищать», «По дорогам войны», Эхо памяти», «Прикоснись к подвигу» и др.).


    Ситуационно-ролевая игра как форма воспитательной работы — это специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры. Разновидности ситуационно-ролевой игры: малая игра, большая ролевая игра, игра-эпопея. Например: операция «Рассвет», «Подарок воину», «Знамя Победы»; акция «Подарок городу», «Жилье героям», «Поздравительная открытка».

    Большое значение в военно-патриотической работе играет деятельность школьных музеев. Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, обучающихся и педагогов школы. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы обучающиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории и культуры родного края, различных предметов и документов. Школьный музей призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями и общественными организациями, а также может выступить в роли основосоставляющей воспитательной деятельности школы. Это одна из ведущих форм военно-патриотической работы и к тому же это прекрасная база для проведения школьных мероприятий патриотической направленности (беседы и лекции «По дорога войны», «Этих дней не смолкнет слава», уроки истории «Великая Отечественная война 1941-1945гг.», «Родной край в годы войны», литературная и музыкальная гостиные «Война в творчестве Константина Симонова», «Война в произведениях кубанских писателей», «Что давала песня на войне» и др.).
    Категория: Мои статьи | Добавил: asd2373 (20.01.2013)
    Просмотров: 1383 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 1
    1 SergKag  
    0
    <a href=http://zmkshop.ru/stati/rasshirenie-i-rekonstruktsiya-pomeshcheniya-iz-metallokonstruktsiy-v-elektrodepo/>подготовка траверс в электроэнергетике</a>

    Имя *:
    Email *:
    Код *: