Но отвлечёмся сначала на просветительские курсы от «Арзамаса». Обратите внимание —«Антропология коммуналки». Что общего между логикой коммуналки и клиническим безумием? Почему люди любят писать доносы? Можно ли в коммунальной квартире сберечь собственное пространство? На такие, к примеру, вопросы отвечает автор курса, антрополог Илья Утехин.
Прошу призвать к порядку Бурыкина Максима. Хулиганит и ворует все подряд, ничего нельзя оставить на кухне. Издевается ежедневно. Из комнаты все выкрали, на кухне крадут кастрюли и крышки от кастрюль. Две крышки украли и не вернули. Теперь украл еще две крышки. Я пришла из магазина, стоят две кастрюли на столе без крышек, все отказываются, никто не брал. Я им сказала, буду звонить сейчас в милицию.
— Пожилая женщина пишет заявление в милицию
К слову, тот же Утехин открыл виртуальный этнографический музей, где показывает и объясняет устройство повседневной жизни в коммунальной квартире. В экспозиции — видеозаписи коммуналок, фотографии и аудиозаписи интервью. Материалы снабжены подробными комментариями и в совокупности дают представление о своеобразном быте, стереотипах и стратегиях поведения жильцов общих квартир.
Илья Утехин моет посуду на коммунальной кухне. 1992 год
Источник: arzamas.academy
Возвращаемся к «Арзамасу»: здесь есть курс «Несоветская философия в СССР» от литературоведа Александра Архангельского. Послушайте, автор рассказывает, как удавалось учёным и лирикам выражать мысли свободно в несвободной стране. В дополнение: путеводитель по интеллектуальной Москве прошлого, статья советского критика о «Вудстоке», тест на подлинность высказываний того самого Карла и другие занятные материалы.
Подпишите неблагонадежную статью благонадежным именем. Для чего поручите дописать аппендикс директору важного политического института, например Института атеизма. Уберите из верстки фамилию основного автора, оставив подпись надежного. На стадии чистых листов верните имя истинного автора.
— Подсказка из материала «Как пропихнуть в научное издание непроходную статью»
Следующий курс проекта, который нам интересен, — «Русский авангард» от историка искусств Андрея Сарабьянова. Автор объясняет, кто такие авангардисты и что они делали. Среди сопутствующих материалов — учебник по русскому авангарду, спискикниг для углублённого изучения темы, тексты художников и писателей об искусстве.
Ещё нам понравился паззл: собираешь «Чёрный квадрат» и другие абстракции.
Источник: arzamas.academy
Переходим к ресурсам, за наполние которых отвечают читатели. Один из таких проектов — «Реликва». Сайт запустил Филипп Дзядко, главный редактор известного нам «Арзамаса». Идея нового проекта — в составлении личных коллекций из фотографий предметов, найденных в семейных архивах. К каждому снимку должна, по задумке, прилагаться история.
Ресурс открыт всем и находится всё, что угодно: от чеков из ГУМа и концертных программок до телевизионных линз и камер-обскура. И конечно, в ленте есть записи, которые касаются не только советского прошлого, но менее любопытным от этого проект не становится.
Пишет Илья Старков: «Выструганная, деревянная, красная звезда, такие выдавалась в школе за отличные оценки за прошедшую неделю. Звезда большая, на всю ладонь. Сами звезды скорее всего делали ученики старших классов на уроках труда».
Источник: relikva.com
Следующий проект — «Прожито». Это оцифрованные волонтёрами дневники XX века (волонтёром может стать каждый). В списке авторов, чьи письма на сайте опубликованы, — безвестные люди и знаменитые. И архив собран внушительный: сейчас в нём значится 183 имени.
Валерий Золотухин
24 ноября 1966 года
Вчера заработал 30 рублей. Раздал долги. Купил бутылку водки, торт. На концерте пел Вертинского «Пьеро». Пожилой дядечка поблагодарил и сказал, что я исполнил лучше, чем это делал автор. Лестно.
С дневниками удобно работать: из записей можно сформировать свою ленту и отслеживать письма, написанные в нужную дату, или содержащие упоминания конкретного имени.
Заканчиваем обзор проектом, посвящённом архитектуре советского модернизма — «Совмод». Здесь об архитектуре пишут, но пишут немного. Больше показывают: на сайте собирается база, пополняют которую пользователи. В фотоархиве— музеи, кинотеатры, жилые дома той эпохи. Некоторые снимки сопровождает история.
Недостроенная в 1985 году в Карачаево-Черкесии гостиница «Аманауз»: «В отделке активно используется древесина (которую можно спутать со ржавым металлом), что придаёт бруталистскому фасаду некую созвучность с окружающей средой».
Источник: sovmod.ru
В оформлении статьи использован снимок из журнала «Советское фото».
https://newtonew.com/overview/about-ussr |