Для тех, кто очарован ушедшими эпохами, и для всех неравнодушных — интервью со специалистом в области истории повседневности.
В мире постоянно появляются новые профессии, вызванные к жизни быстрыми переменами в нашей действительности. В то же время, некоторые профессии были забыты, но теперь возвращаются и переживают новый виток популярности. Чем больше мы знаем о том, какие специальности существуют, тем шире границы горизонта, в рамках которого делается выбор будущего.
В этой рубрике мы будем знакомить вас с редкими и необычными специальностями, профессиями и занятиями, а главное — рассказывать о том, где и как их освоить (в учебных заведениях или своими силами). Гости рубрики — люди, которые воплощают в жизнь свои мечты, занимаясь любимым делом. Их истории, советы и рекомендации будут полезны тем, кто строит планы и размышляет о профориентации, а также всем, кто хочет найти источник вдохновения.
Открываем цикл публикаций разговором с Мэган Александровной Виртанен — историком моды, коллекционером винтажных модных журналов и специалистом по культуре первой половины XX века. Мэган Виртанен преподаёт историю костюма на факультете искусств Санкт-Петербургского Государственного Университета, читает лекции на разных площадках города и сотрудничает с рядом библиотек и музеев.
О профессии
Как вы стали заниматься историей моды?
Мэган Виртанен
историк моды
Возникший у меня более двадцати лет назад интерес к классическому джазу 1930-40-х годов привёл меня к заинтересованности в том, что теперь принято называть «историей повседневности».
Результатом интереса к джазу стали семь лет моей авторской программы на Радио РОКС 102 FM. В 2010-ом году я решила сменить направление деятельности, уделив профессиональное внимание тому, чем любительски занималась к тому моменту более десяти лет — а именно, истории костюма.
Обложка британского журнала StitchCraft, из личной коллекции.
Кто вы по образованию и как это помогло вам в жизни?
Высшее образование не даёт вам профессию, высшее образование даёт вам умение работать с информацией — если, разумеется, вы получили именно образование, а не «корочки».
Я экономист. Экономическое образование дало мне мой взгляд на историю костюма и подход, сильно отличающийся от подхода искусствоведов, которые обычно преподают историю костюма в России.
Искусствоведы часто крайне подробно рассказывают об изменениях той или иной рюшечки, забывая упомянуть, почему именно эта рюшечка изменилась, или же приписывая изменения «влиянию стилей икусства» — а причины очень часто оказываются политического или экономического свойства, например, торговые законы или эмбарго. Не стоит забывать и психологические аспекты, и социологию, и пресловутый «соц-заказ», «дискурс» и прочее «носящееся в воздухе».
Какой самый удивительный факт вы узнали благодаря профессии? Например, все думают, что это вот так, а на деле всё иначе.
Моя профессия приносит мне удивительные факты ежедневно, я бы не стала выбирать даже «топ 10», не говоря уже о «самом удивительном».
Понятие «все думают, что это вот так» — вообще не из моего словаря, какие такие «все»? Есть понятие «широко распространённое заблуждение». Например, до сих пор многие почему-то считают, что Хьюго Босс имел какое-то отношение к дизайну униформы Третьего Рейха (на самом деле разные виды той униформы — дизайн Карла Дибича и Бенно фон Арента), в то время как у него просто была пошивочная фабрика, в том числе выполнявшая правительственные заказы, как и сотни других таких же фабрик. Нет, этот факт я тоже не буду записывать в «удивительные», но привожу как пример типичной неосведомлённости.
Мэган Виртанен. Фотограф — Ксения Ушакова.
Какие распространенные ошибки существуют при изучении истории моды?
Самая распространённая ошибка — считать одежду «просто одеждой» и рассматривать изменения в моде без учёта общего исторического и социального контекста. Ни один сколь бы то ни было гениальный кутюрье никогда не сможет изменить вкусы потребителей, если создаваемая им одежда не соответствует «духу времени» и запросам общества — сама гениальность дизайнера по сути измеряется его или её способностью почувствовать и воплотить уже существующий «социальный заказ».
Также ошибкой будет рассматривать историю костюма исключительно с позиций искусствоведения, без учёта прочих факторов. Главной ошибкой я всё же считаю попытку изучать историю костюма только по «источникам в интернете», которые могут быть хороши, а могут оказаться (это достаточно часто происходит) и полной чушью.
Бытует мнение, что в СССР не было не только секса, но и моды. Чем вызвано такое заблуждение?
Уверенностью, что моды в СССР не было, мы во многом обязаны прессе начала 90-х годов, где очернение советской истории было излюбленным занятием. При этом доверие печатному слову ещё сохранялось, а простые чеканные формулировки всегда приятны среднему обывателю. «Моды и хорошей одежды в СССР не было» — и уже нет нужды хотя бы посмотреть собственный семейный фотоальбом. Кроме того, ряд граждан имеет привычку экстраполировать личную семейную историю на «всю страну», совершенно искренне полагая, что если лично у их старших родственниц никогда не было лаковых туфель, значит, таких туфель не было во всей стране ни у кого.
Могу привести прекрасный пример особой «слепоты» — когда на выставке посетитель, прямо и в упор глядя на цветной модный журнал сталинского времени, утверждает «но при Сталине не было цветных журналов». Люди видят только то, что хотят видеть — и если кто-то уверен, что «всё было плохо, моды не было, жизни не было» то любые приводимые примеры, доказательства, журналы, костюмы — не впрок.
Журнал «Модели сезона», 1940 год, №1, на выставке «Модели сезона: сталинская модная пресса 1925-1953 из фондов РНБ и частной коллекции Мэган Виртанен».
В универсистетской среде, не говоря уже о школе, многие преподаватели не поспевают за реальным положением дел в науке (а там могут делаться фундаментальные открытия). Как следить за актуальным состоянием вашей области знания? Какие вообще могут быть научные новшества в истории?
Каждая прошедшая минута уже становится историей, история костюма в данном случае не исключение: что-то, что было показано на подиуме в прошлом сезоне, уже стало историей. Так что в моей сфере следить за актуальными тенденциями в современной моде просто необходимо.
С другой стороны, ежегодно появляются новые находки, особенно в области костюма «до Нового Времени» — например, нашумевший несколько лет назад «средневековый бюстгалтер». Также всегда интересны новые исследования «на стыке дисциплин» — знакомые изменения в историческом костюме, рассмотренные через призму социологии или психологии.
Средневековый бюстгалтер.
Источник: historyextra.com
Как в этом разобраться
Что бы вы порекомендовали человеку, который увлёкся историей моды, но не знает, с чего начать?
Начать следует с «освежения в памяти» общего курса всемирной истории. Именно так, по странам и континентам, с Древнего Египта до наших дней. Составив общее представление об историческом процессе, дополнить знания историей искусств, экономической историей, социальной историей, азами психологии. А затем уже переходить к истории костюма — сначала несколько общих обзорных трудов по истории костюма с древнейших времён, после — специализированные исследования по выбранному периоду.
Повторюсь, начинать следует именно с общеисторического обзора, поскольку вы никогда не поймёте сути костюма избранной эпохи, если не будете понимать, что волновало людей той эпохи — как культурно, так и политически.
В каких учебных заведениях изучают историю костюма, кроме факультета искусств СПбГУ?
На факультете искусств СПбГУ историю костюма изучают в рамках подготовки художников по костюму кино и телевидения — точно так же, как эту дисциплину преподают во всех учебных заведениях, готовящих художников по костюму театра и кино. Также история костюма входит в учебный курс всех заведений, где преподают дизайн одежды.
Эскиз пальто Chanel 1937 года.
Источник: andrestudios.nypl.org
А где учиться, например, если интересует история автомобилей или техники вообще — именно с технически-инженерной стороны? Например, чтобы консультировать авторов фильмов про паровые двигатели или историю ЭВМ. Истфак дает такую возможность, или стоит идти на технические факультеты?
Боюсь, истфак такой возможности не даст. По крайней мере, большинство моих знакомых, занимающихся изучением истории техники, имеют техническое образование, дополненное искренним интересом к той или иной сфере истории повседневности.
Допустим, человек стал хорошо разбираться в истории моды. Чем практически полезным (с финансовой точки зрения тоже) теперь можно заняться в жизни, кроме академической науки?
Понимание тех двигателей, которые стоят за изменениями в костюме, даст вам отличное понимание текущих социальных трендов. Очень удобно видеть «очертания будущего» и «ожидаемые обществом паттерны поведения», просто взглянув на актуальную длину юбок или модные аксессуары.
Если же речь идёт о финансовой выгоде — боюсь, вынуждена буду несколько разочаровать тех, кто видит в сфере истории костюма лёгкий заработок (если такие вообще есть). Разумеется, общедоступные лекции востребованы, востребовано и консультирование для кинематографа — но только в том случае, если вы уже зарекомендовали себя как специалист. Учитывая сколько сил и времени нужно вложить в серьёзное изучение вопроса, не говоря уже о стоимости специальной литературы, достижение начинающими какой бы то ни было прибыли сомнительно — следует подготовиться к пути длиной в годы.
Совершенно другое дело, когда знания по истории костюма получает стилист или дизайнер — для них это необходимое подспорье в основной деятельности.
Платье 1872-74 годов.
Источник: FIDM Museum
Лекции, книги и ресурсы
Где можно послушать ваши лекции о моде?
На весну 2016 года уже запланировано несколько разных площадок, за всеми анонсами и новостями можно следить в группе ВКонтакте.
Какие видеокурсы вы могли бы порекомендовать?
Из российских видеокурсов рекомендую он-лайн школу дизайна Fashion Element. В рамках их курсов для дизайнеров одежды проводятся и мои мини-лекции по истории моды. Англоязычный интернет предлагает некоторое количество видео-лекций, там стоит уже ориентироваться по конкретным периодам и на конкретных лекторов, чьи имена на слуху. Выбор не то чтобы очень велик, но всё же можно найти даже заснятые на видео офф-лайн лекции Валери Стил.
Лекция Меган Виртанен о моде 1920-х годов в рамках фестиваля фильмов Хичкока, который проводился в 2014 году Британским Советом в Москве.
Что почитать по истории визуальной культуры?
За последние годы радует увеличение количества русскоязычных источников по истории и теории моды. В первую очередь, это ежеквартальная русская версия журнала «Теория моды», а также серия книг «Библиотека журнала "Теория моды"», выпускаемые издательством «Новое литературное обозрение».
Множество отличных фотоальбомов, посвящённых как отдельным эпохам или дизайнерам, так и общему обзору истории костюма, выпущено крупными издательствами. Достаточно зайти на любом сайте типа «Озон» или «Лабиринт» в раздел «История костюма» или «История искуства» — и глаза разбегаются. Но всё же за серьёзными исследованиями чаще всего приходится обращаться к англоязычным источникам, и тут «издательством номер один» я бы назвала Berg/Bloomsbury, и отдельной строкой — их же онлайн Berg Fashion Library.
Обзорных книг также множество. Например, начинающим можно рекомендовать Fashion: The Definitive History of Costume and Style от DK Publishers или же пятитомник Fashion, Costume and Culture авторства Сары Пендергаст. Конечно же, стоит прочесть и книги общепризнанных отечественных специалистов, Марии Николаевны Мерцаловой и Раисы Мардуховны Кирсановой.
Какие интернет-ресурсы штудировать?
Сайт FIDM Museum можно изучать бесконечно, как и выложенные в сеть архивы NY Public Library и The Metropolitan Museum of Art — уже этого хватит на долгие годы.
Также порекомендую широко известный блог Shorpy (архив исторических фотографий и изображений).
Крайне интересны все проекты My Vintage Vogue.
Радиоэфир 1924-ого года. Фотокарточка с сайта Shorpy Archive.
Источник: shorpy.com