Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Каталог статей
Судьба подстаканника
Приятного чаепития!
Подстаканник – подставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный
стакан, в большинстве своем цилиндрической формы, имеющая ручку для
того, чтобы наслаждаться горячим чаем, не обжигая ладони.
Подстаканник "Вид Кремля" 1950-е годы.
Считается, что в Дореволюционной России, женщинам разрешалось пить чай
из фарфора, а мужчинам только из стекла... Сами понимаете, что чай в
Дореволюционной России был горячим, стекло нагревалось, а значит,
возникла предпосылка к появлению некого устройства, которое служило бы
для того, чтобы защищать нежные ладони мужчин:)
В любом случае, так это было или нет, но точная дата изобретения подстаканника не запечатлена в истории.
Серебро 84*. Клеймо мастера "ИО". Конец XIX - начало ХХ века.
Подстаканник Клеймо "АЛ" - мастер Любавин Александр Бенедиктович,
владелец фабрики серебряных изделий в городе Санкт-Петербурге в период с
1893 по 1917 гг. Предметы с таким клеймом находятся в коллекции
Государственного Исторического музея.
Гравировка с изображением пейзажа
Серебро 84*. Клеймо мастера "АФ", пробирного мастера с датой "ЛО 1896".
Накладка с инициалами "КВ", выгравирована дарственная надпись: "На
добрую память дорогому начальнику врачу Кирасирову отъ команды лазарета
3-го Св.Н. Зап. бат. 17 Апр. 1916 г. М. Стрельна".
Как предмет, знакомый нам, подстаканник оформился в конце восемнадцатого
века. Именно с этого периода есть упоминания о подстаканнике, как об
элементе русского чаепития с самостоятельной художественной ценностью.
Серебро 84*. Клеймо мастера "A.W.W", пробирного мастера с датой "В.С 1866"
Серебро 84*. Клеймо мастера "ИФС". Конец XIX - начало ХХ века
XIX и начало XX века, до Великой Октябрьской Социалистической Революции ,
характеризуется в судьбе подстаканника как наиболее
высокохудожественный период. Изготовлением подстаканника занимаются
многочисленные частные и авторские мастерские. Техника исполнения –
художественное литье. Упор делается на эксклюзивность изготовления и
драгоценные материалы. Хотя подстаканник изготавливается, в основном,
для состоятельных любителей горячего чая, стилистика изделия либо
«народная», либо это отражение различных художественных течений (готика,
возрождение, модерн).
Серебро 84*. Клеймо мастера "KLINGERT", пробирного мастера с датой "Л.О. 1890"
Подстаканник с блюдцем
Серебро 84*. Клеймо мастера "В.И" , пробирного мастера с датой "АА 1891"
Поверхность в стиле "тромплей" (фр. trompe l' oeil - обман зрения) - имитирует фактуру бересты
Настоящий расцвет подстаканника как «рупора эпохи» приходится на период
конца 40-х – начала 70-х годов. Появляются подстаканники, изготовленные
из сплава «медь – никель – цинка» (МНЦ) с глубоким серебрением;
мельхиора, пищевого алюминия и нержавейки. Выпускаются многообразные
серии: архитектура, памятники известным людям, памятные даты, цветы,
города СССР, разнообразные узоры и прочие. Интересно еще и то, что на
этот временной период приходится расцвет производства самодельных
подстаканников. Места их изготовления это: «зоны» и оборонные заводы.
Серебро 84*. Клеймо "СК". Начало ХХ века.
Серебро 84*. Клеймо мастера "ПА". Конец XIX века.
С монограммой и надписью на дне "Мама Соня Нина 5-4-24".
Клеймо "ПА" - Петр Евстратович Абросимов, купец, владелец фабрики,
учреждённой в 1869 году и существовавшей по 1908 год. Предметы с таким
клеймом есть в коллекции Государственного Исторического музея (ГИМ)
Серебро 84*. Клеймо мастера "ПМ" и пробирного мастера с датой "АА 1889"
С надписью "Приятного аппетита"
Набор подстаканников "Космос" Конец 1950-х - 1960-е годы.
Подстаканники с космической символикой - изображением земного шара, Спасской башни Московского Кремля и летящих спутников.
В 1825 году немецкий врач Э. Гейтнер открыл в Саксонии фабрику и начал
выпускать разнообразные изделия из аргентана (сплава меди с никелем и
цинком). Это был красивый, похожий на серебро материал. И сравнительно
дешевый.
Спустя несколько лет по всей Европе стали делать столовые приборы из
аргентана, который называли по-разному: нейзильбер, альфенид,
мельхиор... Сегодня за изделиями из такого материала закрепилось
название "мельхиоровые".
Серебро 875*. Клеймо "ОТК". Дагестан. 1950-1960-е годы.
Кубачинские изделия всегда были синонимом высочайшего мастерства и качества.
Серебро 875*. Клеймо "АМЮ9". 1920-1930-е годы.
Ювелирный завод "Северная Чернь", г. Сольвычегорск
Примечательно , что, несмотря на такой расцвет производства и
популярность у граждан, цена на подстаканники составляет немалую сумму:
за изделие из МНЦ, мельхиора, серебра - от 2 до 5 рублей за штуку, из
алюминия и нержавейки – от 1 до 2 рублей.
Неизвестно, подсчитывал ли кто-нибудь точное количество всех выпущенных в
Советском Союзе подстаканников, их модификаций и событий, которым они
были посвящены. Можно только примерно подсчитать количество предприятий,
выпускавших это изделие широкого потребления. В Советском Союзе их
насчитывалось около 30
Серебро по реактиву. Конец XIX - начало ХХ века. С изображениями путти среди рокайльных завитков.
Подстаканники парные Серебро 875*. Дагестан. 1960-е годы.
Украшены затейливым ажурным растительным орнаментом
Начало ХХ века
Как и в старые добрые времена, основным заказчиком подстаканников
является Министерство Путей Сообщения (МПС), на железных дорогах
которого и проще всего встретить некогда такой популярный в народе
предмет. На этих славных путях сообщения до сих пор встречаются очень
редкие образцы Советских подстаканников. Они, как найденные при
раскопках бивни вымершего крупного Союзно-Советского Социалистического
мамонта, дают нам возможность ощутить дыхание давно прошедшей эпохи.Так,
что оказавшись в поезде, обязательно закажите горячего чайку:) |
Категория: Другие статьи | Добавил: asd2373 (21.09.2010)
|
Просмотров: 1699 |
| Рейтинг: 4.0/1 |
|