Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Каталог статей
Масленица
Масленица — неделя перед Великим постом.
Сохранился обычай отмечать масленицу веселым гуляньем.
На Масленице запрещено есть мясо, но разрешено употреблять сыр, масло и рыбу.
Каждый день масленицы имеет свое название.
Понедельник — «встреча», вторник — «заигрыши», среда — «лакомка»,
четверг — «разгул», «перелом», пятница — «тещины вечерни», суббота —
«золовкины посиделки», а воскресенье — «прощенный день».
Публикуемое ниже описание празднования масленицы в России и объяснение
значения прощенного дня принадлежит этнографу и археологу Александру
Васильевичу Терещенко (1806—1865).
Между славянскими племенами масленица называется различно:
у русских называется Мясопустом, Мясопустною неделью, Сырною неделью и Масленицею. Все эти названия означают одно и тоже.
По причине воздержания от мяса произошло название — Мясопуста; от
употребления сыра — Сырной недели; от повсеместного употребления масла —
Масленицы, которая продолжается целую неделю пред Великим постом.
Михайлов Григорий Карпович. Кухарка. 1835
Русский с чистосердечной простотою предается всяким потехам: скачет и
пляшет, шутит и смеется над скряжническою жизнию, гуляет в городе и вне
города, поет и выводит на рожке радостную песнь, сорит деньгами,
опоражнивает бокалы с вином — тогда ему море по колено и хоть трава не
расти!
"Масленица". Литография В. Ф. Тимма. 1858.
"Адмиралтейская площадь во время Масленицы". Литография Ж. Жакотте и Обрэна с оригинала И. И. Шарлеманя. 1850-е гг.
В иных местах Масленица начинается с понедельника, а с четверга уже
празднуют все. Простолюдины, закусив порядочно блинами, принимаются
распевать веселые песенки; потом катаются в санях и разъезжают по
знакомым. После катанья посещают приятельский дом, в коем ждут их новые
блины, готовый обед, и там пируют до полночи.
Всякое сословие пирует по-своему: потому иные проводят время в
маскировании, плясках и шумных пирушках; другие, с меньшими требованиями
на роскошь и светское приличие, катаются с ледяных гор, на
саночках-самокаточках или на лубках; качаются на разнозатейливых качелях
и веселятся по-русски, припеваючи.
Константин Егорович Маковский
Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869
Нет картины заманчивее, разновиднее и восхитительнее, как народная
Масленица в Петербурге. Тут все состояния спешат насладиться
удовольствием.
В вечеру балы, маскарады, и два раза в день театры.
По домам, как и в Рождественские праздники, расхаживают замаскированные — но везде шумное и неутомимое гостеприимство.
Последние два дня на Сырной неделе (субботу и воскресенье) одни из
приличия, другие по набожности посвящают на испрашивание друг у друга
прощения.
Встретясь даже на улице, они целуются, говоря:
«Прости меня, в чем я тебя обидел, умышленно и неумышленно, делом или
словом». — «Бог тебя простит и Божия Матерь», — отвечает ему другой — и в
знак примирения целуются.
Масленица. Прощеный день в крестьянской семье.
Гравюра К. Крыжановского по рисунку Н.И. Соколова
Люди высшего сословия не стыдятся ездить тогда к своим врагам и мирятся с
ними. Иностранец Алберт Кампензе, описывая религию русских в начале XVI
века, замечает, что они гораздо лучше следуют учению Евангелия, нежели
католики.
Эта похвальная черта не истребилась доныне у нас.
Катание на санях .Френц Рудольф Федорович
В воскресенье, вечером, совершаются проводы Масленицы, и после ужина
заключают ее в некоторых местах катаньем на санях, почти до полночи.
В небольших городах Poccии или вообще в тех местах, где удовольствие на
Масленице сопровождается катаньем на санях и редко вечерними собраниями,
простой народ тешится пляскою, играми и песнями. Нельзя, однако ж,
скрыть слабости нашего доброго народа.
Во всю Масленицу от чрезмерно радушного угощения вином упиваются до того, что бывают драки и убийства.
Не только иностранцы, описывавшие нравы наших предков, говорят об этом, но мы современники сами этому свидетели.
Масленица. Грузинский Петр Николаевич 1889 кликабельна
В.Антонов.Масленица
Масленица .Френц Р. Ф.
По деревням парни с девками катаются на дровнях, санях и больших
салазках с природных гор. Катаются на скамьях, подмороженных коровьим
навозом и политых водою.
Скамьи делаются из двух больших досок, соединенных ножками.
На них садятся только девки, одна подле другой, правят ногами и поют песни.
Мальчики катаются на скамеечках, садясь на них верхом, а девочки на ледянках: это есть подмороженное решето.
Катаются еще на корытах подмороженных, бычках и кружках; взрослые парни
спускаются с гор на ногах, сцепившись по нескольку вместе.
Но самое лучшее и разгульное катанье — в запряженных лошадью санях.
Бабы и девки, мужики и парни, усевшись около 15 человек в сани, разъезжают с колокольчиком, при пении разнообразных песней.
Катание на Масленицу.Степанов Алексей Степанович
Лошадь одна везет и останавливается весьма часто, как бы расслушивая
песни разгульных своих седоков; но ей не дают расслушать: дергают
вожжами то в ту, то в другую сторону; она вытягивается лениво, поднимает
ноги, тащит шаг за шагом; пот на ней кружится паром — она задыхается,
лезет из кожи — но везет.
Перед сумерками увеличивается число парней, молодых, женатых, девушек и
молодиц — в избах остаются одни старухи. Вывозят дровни, и все теснятся
на них. Удальцы сидят на краешках и облучке и управляют бег ногами:
такое гулянье продолжается до полночи.
Масленичная афиша-листок с традиционной фигурой деда-зазывалы
Василий Иванович Суриков.Взятие снежного городка
На Масленице. Сверчков Николай Егорович. Вторая половина XIX в.
Соломаткин Леонид Иванович
Там одноколки, застучав,
С потешных гор летят стремглав.
Карет блестящих цепь тройная
Катится медленно кругом.
Волшебный праздник довершая,
Меж тем, с веселым торжеством,
Своими длинными шестами
Качели крашеные там
Людей уносят к небесам.
Е.А. Баратынский. Поэма "Цыганка"
Катание с ледяных гор на масленой неделею. Раскрашенная гравюра по рисунку Делабарта Ж.
Коклюшкин Григорий Дмитриевич, "Тройка"
Санные гонки в Петровском парке. Неизвестный художник
Масленица. Мырочкина Александра. 1998
Масленица. Брусилов Александр Владимирович. 1999
Владимир Рябчиков.Масленица.2008 г.
"Масленица в Здемирове"
из серии Лубок.Сыров Валерий Михайлович
Масленица. Попкова Ирина. 2000
Кожин Семён Леонидович.Масленица. проводы зимы XVIIвв
"Русская зима" Уварова Елена Александровна. 2004
Масленица. Тройка. Торопов Юрий. 2005
Геннадий Перов. Масленица в Первушинском переулке.2008
Геннадий Перов.Широкая масленица .2005
Ермолаев Виталий Юрьевич .Масленица в Царицыно
Масленица. Elena Kudry. 2008
Сергей Крылов .Масленица.2000 г
ФОМИН Борис Николаевич
Анастасия Швецова. 2008
Филонов Павел.,shrove tuesday 1913
Нина Сергеева. 1987
Кириллов Владимир Николаевич.Масленица.2007
Ирина Щурихина.2005
Павел Балод.Масленница
Алексей Тимков(Курск)."Масленица".2003.
Кокурин Валерий Григорьевич.Ростов.-Проводы-зимы.-1994.
Назаренко Татьяна."Проводы зимы", 1973
Холин Дмитрий Аркадьевич.Проводы зимы.2005.
Анатолий Никольский.
Иванов Виктор Павлович.Проводы русской зимы.
Фартуков (Уфа). Масленица
КОТЛЯРОВ Виктор Борисович."Масленица. Проводы зимы"
Зазерская Н. С. "Масленица"
В. Ф. Стожаров..Важгортские проводы зимы. 1966 г
Рябчиков Владимир. Катание на санях
Нестерчук С. В. "Ярмарка в старом Дмитрове."
Анатолий Коробкин «Ярмарка на масленой неделе»
Л. Титовец
Штыров Евгений Сергеевич
Л. Похитонова
О. Ларионова
Смирнов Алексей Вадимович.Масленица
С. Смирнов
Анатолий Маркович Знак (1939-2002)
Натта Конышева
Михайлова Галина Петровна
Валентин Белых «Собор А.Невского в с. Ижево в 1908 г. Катание на масленицу»
Анастасия Адамчук. Масленица
Виноградова Анна Германовна.«Масленица» кликабельна
Виноградова Анна Германовна."Шествие масляничного поезда" 2006 кликабельна
Кунгуров Геннадий
Васнецов А. М. Сжигание чучела Масленицы
Сергей Судейкин. Масленица.
Фролов Пётр.«Шляпа-масленица»
Игорь Шаймарданов
Игорь Шаймарданов
Клод Моне.Бульвар Капуцинок в масленицу.1873
Питер Брейгель Старший "Битва Масленицы и Поста" (1559 г.)кликабельна
Комедианты спускаются с подмостков и растворяются в толпе зрителей.
Шутовской поединок Масленицы и Поста - обычная сцена ярмарочных
представлений, устраиваемых в Нидерландах в дни проводов зимы. Но здесь
она разворачивается не в балагане, а прямо на площади, среди житейской
суеты. Карнавальные наряды кажутся особенно яркими в гуще озабоченно
спешащих по своим делам людей.
Повсюду кипит жизнь: там водят хоровод, здесь моют окна, одни играют в
кости, другие торгуют, кто-то просит подаяние, кого-то везут хоронить:
Площадь на картине - символ земного мира; через нее проходят двое -
мужчина и женщина в одеждах пилигримов, а карлик в шутовском наряде, с
факелом, зажженным среди бела дня, указывает им дорогу.
Куда же он их ведет? Глуп ли маленький шут или он-то и есть истинный мудрец в этом мире?
Санки (салазки) детские масленичные, расписные. Русский Север, XIX век. Материал: дерево, железо. Техника: роспись, ковка.
Детские масленичные санки назывались в старину на Руси "чунки".
выполнены из дерева, с резными расписными филенками, декорированы
вихревой солярной розеткой. На таких саночках на масленицу с горы
катались не только дети, но и молодые девушки, парни и даже пожилые
люди. Все это сопровождалось смехом, звоном колокольчиков и всеобщим
весельем! В теплые времена года санки развешивались на стенах сеней,
являясь декоративным украшением. Сани собраны на деревянных гвоздях,
имеют кованые полозья. Санки как нельзя лучше отражают неповторимость и
самобытность крестьянского искусства. В них сочетаются многочисленные
орнаментальные и изобразительные мотивы, типичные для русской народной
культуры. Расписную филенчатую поверхность салазок украшают желтые и
голубые клейма, ромбы, солярные знаки, сказочные и мифологические
изображения. Санки украшали резьбой и ковкой, подвешивали бубенчики и
цепочки. Санки были частью веселого праздничного катания. Кроме того,
яркие декоративные орнаменты наделялись магическим, оберегательным
смыслом. |
Категория: Мои статьи | Добавил: asd2373 (28.02.2011)
|
Просмотров: 4421
| Рейтинг: 5.0/1 |
|