Четверг, 28.11.2024, 11:23
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Персональный сайт руководителя Музея школы № 76 Ткачевой ...

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [137]
Другие статьи [9]
Поиск
Вход на сайт
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Музееведение
    Материал из Википедии — свободной энциклопедии 


    Музееве́дение (или музеоло́гия; иногда — херитоло́гия) — научная дисциплина, появившаяся в конце XIX века и изучающая историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела.

    Истоки музеологии, как научной дисциплины, следует отнести к концу XIX века, когда с 1877 года в Дрездене стало выходить первое специализированное печатное издание «Журнал музеологии и антиквариата» (нем. «Zeitschrift für Museologie und Antiquitätenkunden»).

    В 1919 году в Университете Брюнна (ныне г. Брно) музеология появилась в списке преподаваемых дисциплин.

    Одновременно с термином «музеология» в мировом сообществе начал употребляется и термин «херитология» (heritologia) (от англ. cultural heritage), что по мнению некоторых музеологов, например, профессора Университета в Ювяскюля Янне Вилкуна (фин. Janne Vilkuna)[1][2] более концептуально отражает нацеленность дисциплины на изучение культурного наследия человечества.

    Впервые термин «херитология» (heritologia) был введен в обращение хорватским музеологом Томиславом Шолой (хорв. Tomislav Šola) в 1982 году.

    Как научная дисциплина музееведение имеет свой объект, предмет, метод, язык и структуру.



    Объект музееведения
    Объектом музееведения является музей и музейное дело как общественное явление во всех их проявлениях.

    Предмет музееведения
    Предметом музееведения являются объективные закономерности, относящиеся к процессам накопления, сохранения и трансляции социальной информации, традиций и эмоций посредством музейных объектов, к процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея.

    Метод музееведения
    Музееведение пользуется методами, заимствованными из арсенала различных гуманитарных и естественных наук (методы специальных и вспомогательных исторических дисциплин, педагогики, психологии, социологии; рентгенография, спектрография и др. методы естественных наук; методы полевого исследования, непосредственного наблюдения; экспериментальные методы, в том числе исторический эксперимент; метод моделирования и др.). В то же время, будучи интегрированы в структуру музееведения и приспособлены к решению его задач, эти методы выступают в совокупности, не свойственной другим наукам и, таким образом, приобретают новое качество.
    Музееведение как формирующаяся научная дисциплина находится в стадии выработки собственного языка. В арсенале музееведческого понятийного аппарата сегодня присутствуют термины, заимствованные из других областей знания; термины заимствованные, но адаптированные к исследовательским задачам музееведения и приобретшие в контексте музееведения значение, отличное от изначального; наконец, собственные музееведческие термины, не встречавшиеся в языке других наук. Однако в настоящее время необходима корректировка и унификация понятийного аппарата на новом уровне.


    История музееведения в России

    В русскоязычной литературе, как правило, употребляляются в качестве равнозначных термины «музееведение» и «музеология».

    В последнее десятилетие ХХ в. как реакция на социализацию музея и усиление теоретического направления в музееведении наметилась тенденция разделять понятия «музееведение» и «музеология», что находит отражение, главным образом, в разделении образовательных стандартов двух специальностей. Разница между музееведением и музеологией как научными дисциплинами не прослеживается, так как в рамках теоретического музееведения реализуется системный подход и исследуется и обсуждается весь современный спектр проблем, связанных с сохранением и актуализацией всех форм культурного и природного, движимого и недвижимого, материального и нематериального наследия. Постановка и решение проблем в широком социо-культурном контексте обусловило утвердившуюся на рубеже XX и XXI веков тенденцию относить музееведение к культурологическим дисциплинам. Общее музееведение изучает закономерности, характерные для любого музея как института социальной памяти. Специальное музееведение, связанное с профильными дисциплинами, изучает эти закономерности применительно к особенностям и функционированию музея определенного профиля.
    В 1988 году в Московском государственном историко-архивном институте (МГИАИ) была открыта специальность «Музейное дело и охрана памятников» и создана кафедра музейного дела (зав. кафедрой — Фролов А. И.).
    В 1991 году в возникшем на базе МГИАИ Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) открыт Факультет музеологии. Коллективом факультета разработана образовательная программа по новой специальности «Музеология», конвертируемая с европейскими системами подготовки музейных специалистов. Специальность открыта в 1993 году.
    С 1994 года подготовка студентов по этой специальности осуществлялась на кафедре Музеологии (зав. кафедрой — Сотникова С. И., профессор, доктор наук) на очном и заочном отделениях.
    Сегодня (2010) кафедра работает в составе Факультета истории искусства РГГУ (декан — Баканова И. В.) С 2006 года (зав. кафедрой — Сундиева А. А., доцент, к.и.н.) — обучение по специальности «Музеология» осуществляется на очном и вечернем отделениях.


    Категория: Мои статьи | Добавил: asd2373 (25.10.2012)
    Просмотров: 1112 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: