Слайд 2. Сегодня
очевидно, что важнейшей составной частью воспитательного процесса в школах является
формирование патриотизма, чувства ответственности за свое будущее и будущее
своей великой страны.
Слайд 3. Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви
к своей Малой Родине. «Знаю и люблю, люблю и знаю. И чем больше знаю, тем
больше люблю» - слова географа Д.Ефремова отражают суть краеведения.
Слайд 4. И задачей
нашей школы стало в рамках ограниченного времени учебных программ организовать
поисково-исследовательскую деятельность.
В
данной ситуации роль системы дополнительного образования неоценима.
Музей
считают одной из форм краеведческой работы, направленной на формирование
чувства патриотизма у детей. Отличительной особенностью школьного музея
является то, что вся его деятельность неразрывно связана с жизнью того места,
где живет ребенок.
Слайд 5. Школьные музеи
имеют свои особенности.
Первая
особенность - это его учебно-воспитательное значение. Являясь результатом
совместного коллективного труда учащихся и педагогов, музей своей деятельностью
способствует улучшению учебно-воспитательной работы школы.
Слайд 6. Вторая особенность - сама организация музея является
одной из форм проявления самостоятельности и инициативы учащихся, и созданный
музей становится поисково-творческой лабораторией, ведущей учащихся по пути
приближения их к исследовательской деятельности.
Слайд 7. Третья особенность - школьный музей - это не только
хранилище ценных исторических материалов, но и место научно-педагогической
обработки собранного материала, создания на его основе дидактических пособий по
ряду предметов школьной программы.
Слайд 8. В 70–80-х годах музеи были во всех школах города, их
признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети. В
90-е годы с ними боролись как с рассадниками отжившей идеологии. Так было и в
нашей школе. В 2000 году музей возродили. Он создан как ответ на социальный
заказ, который поступил образовательному учреждению от представителей
общественности, а именно, от Совета ветеранов.
Как
результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности
учащихся и педагогов школы музей в 2003 году был перепрофилирован и сейчас
посвящен истории всего микрорайона школы и истории школы.
Слайд 9. Цель деятельности школьного музея –
нравственно-патриотическое воспитание, формирование социальной активности
учащихся, интеллектуального развития детей путем их вовлечения в
поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Слайд 10. Данная цель реализуется посредством решения ряда
задач:
овладение
учащимися системой знаний об историческом прошлом своего микрорайона;
развитие
навыков исторического познания и анализа
воспитание
гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.
Слайд 11. Организацию работы в музее осуществляет Совет музея,
куда входят ученики 9 – 11 классов, но привлечение учеников к краеведческой
работе начинается намного раньше.
Первый
этап работы по привлечению детей к работе в музее –ознакомительный. Он
рассчитан на учащихся 5-6-х классов. В доступной, увлекательной форме
старшеклассники рассказывают им о музее, проводят экскурсии в музей, приглашают
на встречи с ветеранами войны и педагогического труда.
Малышей
привлекают к выполнению несложных видов работ - оформление альбомов, отчетов по
экскурсиям и походам по родному краю.
Слайд 12. Второй этап - обучение методам и технологии учета и
хранения основного и вспомогательного фондов музея. Обучение начинается с 7-8
классов. Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных,
составляют картотеки и каталоги.
Слайд 13. У школьников формируются начальные навыки
исследовательской деятельности, работы с архивами, энциклопедиями.
Учащиеся
могут выбрать направление деятельности – группу «Поиск» или «Экскурсоводы», а
также направление исследования - «Довоенная история нашего микрорайона»,
«История родной школы», «Участники Великой Отечественной войны», «Участники
локальных войн».
Слайд 14. Третий этап - привитие навыков коммуникативной
деятельности. Учащиеся 8-9-х классов становятся экскурсоводами. Одновременно с
навыками частично-поисковой деятельности учащиеся приобретают опыт общения с
аудиторией.
Слайд 15. Четвертый этап – организация поисково-исследовательской
деятельности. При организации творческой деятельности учащихся ставятся
следующие задачи:
создание
условий для плодотворного общения и получения интересующей информации;
развитие
познавательной активности обучающихся;
развитие
творческих задатков и коммуникативных способностей учащихся;
развитие
умений и навыков самопрезентации и публичных выступлений.
Часто,
для поиска новой информации используются временные группы учащихся, а не только
те, кто входит в актив музея.
Слайд 16. В настоящее все больше используется метод проектов,
который всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Данный
метод предусматривает, использование совокупности, разнообразных методов,
средств обучения, а так же, умений применять знания из различных областей науки
и творческих областей.
Слайд 17. Нашей школе недавно исполнилось 60 лет. Ребята из
актива музея, а также все желающие, при подготовке к юбилею школы, реализовали
проекты. Учащиеся школы вели поиск и представили свои наработки по темам
«Первые учителя школы», Учителя школы – участники Великой Отечественной войны»,
«Выпускники школы - военнослужащие», «Школьные династии». Со своими проектами,
результатами работы, ученики выступили на классных часах, встречах с ветеранами
педагогического труда.
Слайд 18. Среди других проектом, выполненных учениками на базе
школьного музея, можно назвать Книгу памяти. Посещая ветеранов войны, ученики
берут у них интервью, собирают воспоминания о войне, о том, как
восстанавливалась наша область. Для учеников ветераны становятся не просто чужими,
неизвестные участниками войны, а людьми им близкими, о которых именно они
собрали материал.
Слайды 19 – 28. Легко любить и гордиться большой и богатой страной,
победами в сражениях. Труднее любить свою деревню или маленький городок. И
задача школьного музея и краеведения – найти там, где ты живешь то, чем можно
гордиться. А это и есть патриотическое воспитание. |