В нашей школе
№ 76 ведется курс «История Сибири».
Понимая, что из школьного курса недопустимо исключение краеведческого
материала, с которым учащиеся реально соприкасаются в жизни, руководитель музея
поставила перед собой цель — собрать в кабинете истории предметы быта
предыдущих поколений и те, что недавно были реалиями наших дней. В кабинете
создано несколько экспозиций: «Кухонная утварь», «Предметы ткацкого ремесла»,
«Лампы и утюги», «Предметы кузнечного ремесла». Не замыкаясь на краеведческом
материале Юлия Геннадьевна собирает и другой исторический материал. Так, в
кабинете оформлены следующие стенды: «Значки советского периода», «Деньги
разных стран», «Старые книги и газеты». Основная часть историко-краеведческого
материала (более полутора тысяч предметов) собрана учащимися. На основе
собранного материала учащиеся пишут доклады на темы: «Предметы крестьянского быта» и другие .Собранный
материал используется на уроках, связанных с такими темами: «Жизнь и быт
крестьян», «Древние славяне» и др.
А сейчас мы
готовимся к юбилею города, и активисты музея сделали несколько интересных
проектов: «Мой Северск. Мир изменяется,
мы изменяемся…». Это фотозарисовки на которых показано, как изменился наш
город. Вот раньше на въезде в город была стела с надписью «Томск-7», а сейчас
«Северск». Еще пример: раньше перед ДК им. Островского стоял памятник В.И.
Ленину, сейчас Островскому. И таких примеров много. Вот другой проект сделанный
группой учащихся «Лепестки былого.
Календарь памятных и юбилейных дат родного города». Ребята собрали богатый
материал по датам города - даты рождения
и смерти знаменитых людей, даты образования учреждений и т.д. Скоро будет
презентация этого сборника.
О том, как
создавался музей, о приобщении учащихся к святому чувству Родины, рассказывает
сама Юлия Геннадьевна. В нашем обществе за минувшее столетие в системе
образования ни один школьный предмет так не насиловали, как историю. Извратили
и оболгали все прошлое страны и народа, опошлили само понятие «историческая
наука». Учителя истории перестали уважать свое ремесло, а, следовательно, и
себя самих. Многие из них, умные и честные, ушли из школы. Они не выдержали
испытание пошлостью. Какие остались? Разные. Среди них и те, кто всеми силами
пытается отстоять право истории быть школьным предметом. Моральное право, не
юридическое. Именно для таких учителей, моих уважаемых коллег, я пишу эту
небольшую статью. Возможно, кому-то она поможет найти себя, натолкнет на мысли,
последующие решения... Бывая в Областном краеведческом музее, я всякий раз
завидовала: вот бы часть представленных здесь экспонатов — да в школу. А что! С
познавательной точки зрения у музея есть определенные минусы: низкая
посещаемость (а то и вовсе безлюдные залы), подчеркнутая отгороженность от
экскурсантов (все за стеклом и натянутыми лентами, табличками «Не трогать», «Не
шуметь»). Да и часто ли мы ходим в краеведческий музей? Школьный учебный
кабинет самым естественным образом устраняет эти минусы. Ежеминутно в нем —
десятки «посетителей» - учеников, все можно потрогать и разглядеть, а бывают
здесь ребята почти каждый день. Так возникла идея создать маленький школьный
музей на базе кабинета истории, кабинет-музей. Название пришло само собой —
«Предметы русского быта». С чего начинала? У меня дома, как у каждого учителя,
имелись различные старинные вещицы: глиняный кувшин, икона, царские монеты и
прочее. Принесла в кабинет, разложил по полкам — первые экспонаты есть! Реакция
учеников была мгновенной — что это и для
чего это? Объяснила и попросила помощи: давайте вместе создавать исторический
музей. Возник интерес, появилось общее дело. Было это в 2003 году. Прошло
время. Чего мы достигли? Главное — прошли период «первоначального накопления»
исторического материала. Например: в разделе «Значки» почти 800 значков
советского времени (все разные); «Деньги различных стран» — 180 монет и 125
бумажных купюр; «Предметы быта» — старинный утюг и много другого; «Кухонная
утварь» — это ухваты, чугуны, ступы, самовары... А есть еще разделы
«Ткачество», «Кузнечные изделия». Или вот — рубели, сучилка, валёк... Не
помните? Ну, как же, необходимейшие приспособления для стирки и глажения белья,
одежды! А всего в нашем кабинете-музее около 2 500 предметов, каждый из которых
является своеобразным историко-краеведческим экспонатом. Причем основную часть
их разыскали и принесли сами ученики. И второе. Накоплен определенный опыт
работы в данном направлении, появились первые наблюдения и выводы, пришло
понимание того, что мы с ребятами на правильном пути. Зачем нужен кабинет-музей
истории в школе, что он дает учащимся и самому учителю? Многое. Во-первых,
формируется бережное, уважительное отношение к нашему прошлому. Мы ведь в этом
отношении по-прежнему варвары, живем одним днем. Есть в школе знамя комсомольской организации, знамя
пионерской дружины, барабан, горн, даже бюст Ленина. Я не скорблю о
советском прошлом, но это — часть нашей истории, и ее необходимо сохранить,
хотя бы в виде музейных экспонатов. Кстати, гипсовый бюст Ленина ребята нашли
все-таки на свалке. Школьный музей дает возможность взглянуть на прошлое своей
страны как-то иначе, без идеологических предубеждений, а конкретно, искренне и
заинтересованно. ... Пятиклассник Андрей, исследуя окрестности собственной
дачи, свалился в глубокую яму. Испугался, стал поспешно карабкаться наверх и
наткнулся на острый предмет. Пригляделся — похож на серп земледельца (видел в
музее). Не вылез из ямы, пока не откопал находку. Принес в школу. Подобных
примеров я могла бы привести много. Влияние музея на ребят в данных случаях
очевидно, несколько лет назад они бы не
обратили никакого внимания на разные там черепки да железки, а теперь ребята
видят в них предметы материальной культуры своего народа, место которым в
школьном музее. В детях проснулся азарт, нешуточный интерес. Они провели
тщательную «инвентаризацию» своих дач, гаражей и подвалов, обыскали чердаки
домов и сараи деревенских родственников в поисках предметов старины. «Добычу»
несли в музей, где вместе с учителем истории определяли историческую ценность
находки и решали ее дальнейшую судьбу. В итоге косвенно рос интерес к истории,
да и само понятие «история» уже не ограничивалось рамками школьного предмета и
соответствующего учебника. Неравнодушие ребят к делу, живое участие в нем — вот
что очень важно. ... Лето, каникулы, я, как обычно, в школе. Приходят
десятиклассницы Оля и Катя. «Юлия Геннадьевна, мы хотим в музей, откройте его,
пожалуйста». Интересуюсь причинами такого желания. Отвечают: «Давно в нем не
были, не видели, соскучились». Для меня эти простые объяснения дороже награды.
... Первый вопрос у ребят после любых каникул: «Что у нас нового?». Имеют в
виду экспонаты. Этакая горделивость: «Мы узнавали: в других школах такого, как
у нас, музея нет». Я заметила, музейная обстановка кабинета истории как-то
обязывает ребят, воспитывает. Бросить бумажку на пол, испачкать стол — нельзя,
музей же! На перемене я оставляю учащихся одних в кабинете, за порядком следят
сами. А поначалу, помнится, с ухватами по школе бегали... Сейчас нет. Само
суровое наказание для любого класса — запрещаю находиться в кабинете на
переменах между уроками. Воспринимают такое наказание очень болезненно, поэтому
шалунов успокаивают сами. А инициативными, какими стали! Именно по предложению
ребят возник раздел музея «Значки», «Старые документы» и немало другого. В музее,
учащимся значительно интересней. Они постоянно толпятся у экспонатов,
разглядывают их, спорят, доказывают; то и дело просят разрешения подержать,
примерить, покрутить что-либо; задают мне различные вопросы; очень любят показывать,
что именно принес в музей каждый из них. Музейный материал помогает при изучении истории. Имеющиеся экспонаты
позволяют мне наглядно иллюстрировать жизнь нашего народа в советский период
(XX век), отчасти дореволюционной России (XIX-начало XX вв.), а XVIII век у нас
представлен монетами. Велико значение музея при изучении «Истории Сибири»,
краеведения. Под влиянием и на основе музейного материала учащиеся пишут
доклады. Например «Кухонная утварь крестьянской избы» и другие. С этими
докладами авторы выступают перед учащимися. Что касается меня, учителя, то я
уже не представляю свою школу иную, без музея. Видимо, вообще не смогу работать
иначе. Обстановка кабинета-музея, его экспонаты создают какую-то особую,
историческую атмосферу, которая удивительным образом гармонирует с любым
учебным материалом, изучаемым на уроках истории, в любом классе. О планах на
будущее. Прежде всего, пополнять экспонатами и расширять наш музей, на что мы с
ребятами нацелены постоянно. Там у нас будет «Библиотека исторической
литературы» по трем направлениям: научные работы, исторический роман и «старые»
газеты, изданные после 1917 года. Продолжена работа по воссозданию истории
школы. Ей пятьдесят пять лет, она одна из старейших в Северске. Накопление
материала идет по таким направлениям: как строилась школа; первые учителя и
директор школы; выпускники (по годам выпуска с фотографиями); лучшие ученики
школы; выпускники, погибшие при выполнении воинского долга; выпускники,
вернувшиеся в школу учителями, и др. Оформляется все в виде альбомов и стендов
с документами и фотографиями. Есть задумка, и она в скором времени осуществится
— подготовить группу учащихся, которые будут показывать с использованием
имеющихся в кабинете-музее экспонатов, как пряли пряжу на ручной прялке, как
стирали и гладили одежду с помощью рубеля, сучилки и валька, как пользовались
старыми утюгами и лампами, как пользовались старинной кухонной утварью. Было бы
прекрасно обойти-проехать вместе с группой, или даже классом, учеников
старинные и отдаленные, чтобы пополнить наш музей новыми экспонатами. Словом,
планов много… Слов нет, музейные хлопоты велики: это и время, и нервы, и летние
отпуска... Зачастую бесплатный труд. Проще не затевать ничего. Но лучше ли? В прошедшем учебном году в нашей школе на базе музея
был проведен семинар руководителей музеев. На этом семинаре, в частности, я
старалась убедить коллег в том, что каждой школе необходимо иметь свой, пусть
небольшой, краеведческий музей. Есть конкретная школа, у школы — город, у
города — ее прошлое...» С чего начинается Родина?
Кустова
Екатерина, 10а класс, председатель актива школьного музея.
|