Ю.
Г.Ткачева,
педагог дополнительного образования –
руководитель музея
МБОУ
«СОШ № 76» ЗАТО Северск
Россия, Северск
Воспитание толерантной личности
в условиях модернизации российского
образования
Аннотация. В
данной статье рассматривается вопрос воспитания
толерантной личности и коллективного взаимодействия педагогов и учащихся школы,
причинах обращения к данной теме на современном этапе, этапах работы над данной
темой и ожидаемых результатах.
По инициативе
ЮНЕСКО 1995 год был объявлен Годом толерантности. 31 декабря 1999 года Россия
приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и
профилактике экстремизма в российском обществе.
Не сразу появилось слово «толерантность» в лексиконе моих коллег. Слово
иностранного происхождения! Не является ли это проявлением унижения культурных
достоинств россиян, отрицанием права употреблять собственный язык? Время
показало, что терпение, стойкость, выдержанность, выносливость, умение мириться
с чем- либо или с кем-либо, считаться с мнением других – всё это названо одним
словом толерантность. Так стоит ли это слово изгонять из лексикона? Дело,
конечно, не только в названии, главное – в самой проблеме, которая существует и
существовала всегда.
Современный
педагог нуждается в постоянном осмыслении и переосмыслении всех тех изменений в
образовательном пространстве и в сообществе, которые имели место в предыдущие
годы и продолжаются сейчас. Мы понимаем, что сообществу в целом нужны
качественно новые характеристики педагогической деятельности, которая стала
такой вариативной, разнообразной и не укладывается в рамки единой универсальной
теории. Нужны новые смыслы для тех традиционных педагогических концепций,
которые ещё реально действуют и не утеряли актуальности, и нужны новые наиболее
эффективные пути вживания инновационных образовательных систем, которые могут
изменить всё содержание сферы образования
Ценности
образования нельзя установить авторитарным путём, они эволюционируют вместе с
развитием содержания и технологий образования, вместе с изменением
социокультурной среды и трансформацией сообщества.
Педагоги должны
быть более чуткими к изменениям в понимании ценностных ориентаций сообщества и
в то же время наиболее мудрыми и ответственными в их выборе во взаимодействии с
детьми.
Педагог в современных условиях – не тот, кто
учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребёнок учится. Современный педагог
– не тот, кто учит ребёнка жить, транслируя нравственные нормы (поучает), а
тот, кто чувствует жизнь ребёнка как свою и тактично помогает его внутреннему,
душевному росту, и кто растёт сам, развивая окружение детей, способствуя
укреплению сообщества детей и взрослых.
Анализируя
анкеты детей по развитию учебных умений, нравственности, мы сделали следующие
выводы: наиболее важными для наших ребят являются любовь, семья, порядочность,
свобода, выдержанность, терпимость.
Исходя из
анализа анкет, наблюдений ситуаций, складывающихся в детских коллективах,
коллективе педагогов, мы увидели, что важнейшей задачей, является формирование
у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на
основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды,
привычки такими, какими они есть
Именно толерантность является той ценностью, которая необходима для
реализации прав человека и достижения мира, согласия, разрешения конфликтных
ситуаций, возникающих в школе, семье, обществе, для воспитания личности,
способной жить и быть успешной в своей профессиональной деятельности в
современном обществе.
Совершенствуя
воспитательную систему, которая в 2001 году стала дипломантом 2 степени 1
Всероссийского конкурса воспитательных систем, мы разработали новое направление
«Шаг в цивилизацию», главной целью которого стало укоренение в школе духа толерантности, формирование
отношения к ней как важнейшей ценности общества.
Первый этап –
ориентационно – мотивационный ставил своей целью изучение проблемы, сферы
проявления толерантности (политическая, научная, педагогическая, культурная и
др.), анализировались межличностные отношения в классном, школьном сообществах.
Формами реализации стали: учёба координаторов детских объединений, семинар
классных руководителей, заседания методических объединений, деловые игры
«Составляем карту толерантного и интолерантного отношения в классе, школе»,
анализировали ситуации нетерпимости в мире; по культуре межличностного общения
был проведён педсовет и беседы с учащимися в классах.
На втором этапе
(системно – информационном) определялись
основные направления и формы дальнейшей работы. Актив детской организации
«Глобус» под руководством старшей вожатой Андреевой М.В. составил программу
«Толерантность – дорога к миру, согласию, демократии». Педагогами проведён
педсовет «Воспитание толерантной личности и коллективного взаимодействия
педагогов и учащихся», научно- методический семинар по теории и практике
методик, форм, приёмов развития программы, созданы творческие группы.
Третий этап –
реализация, практический переход на выполнение конкретных дел направления «Шаг
в цивилизацию», программы «Толерантность – дорога к миру, согласию, демократии».
Формы реализации: интегрированные уроки, внеклассные занятия, часы общения по
темам: «Какие мы? Портрет нашего класса», «Дружба, взаимопонимание – залог
нашего успеха», «Всегда мы вместе», «Мы
познаём себя», «Кто я, какой я?», «Мир дому моему», «Жизнь без конфликтов», «Давайте договоримся»,
этические диалоги, творческие встречи учителей и старшеклассников, общешкольные
конкурсы по этикету, деловые игры, «Семейный круг» - диалог с родителями, презентация
программы на молодёжном форуме, защита социально значимых проектов в ОДМ, проведение
классами, творческими коллективами открытых мероприятий на городском семинаре
заместителей директоров по воспитательной работе и профильному обучению.
Четвёртый этап –
заключительный, творческий – подведение итогов, мониторинг, диагностика
деятельности, планирование работы на следующий период. Формы реализации:
самоанализ результативности работы, итоговая диагностика, анализ итогов на
заседании секции классных руководителей, конференции учащихся, родительских
собраниях и конференциях.
Прогнозируемые
результаты:
1.
Развитие коммуникативно – языковых качеств личности:
· умение быть
терпимыми, дипломатичными,
· умение
кооперироваться, налаживать партнёрские отношения,
· умения
действовать в конфликтных ситуациях,
· умение
анализировать и интерпретировать разные точки зрения
· умение
отстаивать свои права,
· умение публично
выступать, вести конструктивный диалог, дебаты, делать доклад, презентацию,
· умение
анализировать и планировать свою деятельность,
· умение
выстраивать и реализовывать собственные исследования и проекты,
· знание и
уважение традиций собственного народа и традиций других народов,
· высокая культура
общения на родном и иностранном языках,
· умение работать
с различными источниками информации.
2.
Укоренение в школе духа толерантности, принятие основных
принципов толерантности в повседневной жизни.
3.
Предупреждение в школе конфликтов и разрешение их
ненасильственным путём.
4.
Увеличение степени самостоятельности детей и подростков,
их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать
возникающие проблемы.
5.
Совершенствование единого воспитательного пространства,
системы родительского самоуправления.
6.
Более активное внедрение и эффективное использование интегрированных курсов: риторики,
сценического искусства словесности. Русского языка, права, обществознания.
Таким образом, целенаправленная, систематическая работа школы
по воспитанию толерантной личности поможет детям выработать в себе понимание
основных принципов: «разнообразие людей украшает и обогащает жизнь, конфликт –
это нормальный процесс, который надо конструктивно решать, для демократии очень
важны социальная ответственность и способность каждого человека осмысленно
применять моральные нормы при принятии личных и общественных решений».
Литература.
1.
Бетти Э.Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. – М.:
Изд-во»Бонфи», 2001.
2.
Дереклеева Н.И.. Развитие коммуниктивной культуры
учащихся на уроке и во внеклассной работе. Москва. ООО «5 за знания», 2005.
3.
Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е.. Мастер – класс для заместителей
директора по воспитательной работе. Организация и планирование работы. Москва.
ООО «5 за
знания», 2007.
|