Четверг, 28.11.2024, 12:08
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Персональный сайт руководителя Музея школы № 76 Ткачевой ...

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [137]
Другие статьи [9]
Поиск
Вход на сайт
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Воспитание толерантной личности в условиях модернизации российского образования

    Ю. Г.Ткачева,

    педагог дополнительного образования – руководитель музея

     МБОУ «СОШ № 76» ЗАТО Северск

    Россия, Северск

     

    Воспитание толерантной личности

    в условиях модернизации российского образования

     

      Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос  воспитания толерантной личности и коллективного взаимодействия педагогов и учащихся школы, причинах обращения к данной теме на современном этапе, этапах работы над данной темой и ожидаемых результатах.

     

       По инициативе ЮНЕСКО 1995 год был объявлен Годом толерантности. 31 декабря 1999 года Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе.  Не сразу появилось слово «толерантность» в лексиконе моих коллег. Слово иностранного происхождения! Не является ли это проявлением унижения культурных достоинств россиян, отрицанием права употреблять собственный язык? Время показало, что терпение, стойкость, выдержанность, выносливость, умение мириться с чем- либо или с кем-либо, считаться с мнением других – всё это названо одним словом толерантность. Так стоит ли это слово изгонять из лексикона? Дело, конечно, не только в названии, главное – в самой проблеме, которая существует и существовала всегда.

       Современный педагог нуждается в постоянном осмыслении и переосмыслении всех тех изменений в образовательном пространстве и в сообществе, которые имели место в предыдущие годы и продолжаются сейчас. Мы понимаем, что сообществу в целом нужны качественно новые характеристики педагогической деятельности, которая стала такой вариативной, разнообразной и не укладывается в рамки единой универсальной теории. Нужны новые смыслы для тех традиционных педагогических концепций, которые ещё реально действуют и не утеряли актуальности, и нужны новые наиболее эффективные пути вживания инновационных образовательных систем, которые могут изменить всё содержание сферы образования

       Ценности образования нельзя установить авторитарным путём, они эволюционируют вместе с развитием содержания и технологий образования, вместе с изменением социокультурной среды и трансформацией сообщества.

       Педагоги должны быть более чуткими к изменениям в понимании ценностных ориентаций сообщества и в то же время наиболее мудрыми и ответственными в их выборе во взаимодействии с детьми.

       Педагог в современных условиях – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребёнок учится. Современный педагог – не тот, кто учит ребёнка жить, транслируя нравственные нормы (поучает), а тот, кто чувствует жизнь ребёнка как свою и тактично помогает его внутреннему, душевному росту, и кто растёт сам, развивая окружение детей, способствуя укреплению сообщества детей и взрослых.

       Анализируя анкеты детей по развитию учебных умений, нравственности, мы сделали следующие выводы: наиболее важными для наших ребят являются любовь, семья, порядочность, свобода, выдержанность, терпимость.

       Исходя из анализа анкет, наблюдений ситуаций, складывающихся в детских коллективах, коллективе педагогов, мы увидели, что важнейшей задачей, является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, привычки такими, какими они есть

    Именно толерантность является  той ценностью, которая необходима для реализации прав человека и достижения мира, согласия, разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в школе, семье, обществе, для воспитания личности, способной жить и быть успешной в своей профессиональной деятельности в современном обществе.

       Совершенствуя воспитательную систему, которая в 2001 году стала дипломантом 2 степени 1 Всероссийского конкурса воспитательных систем, мы разработали новое направление «Шаг в цивилизацию», главной целью которого стало укоренение  в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как важнейшей ценности общества.

       Первый этап – ориентационно – мотивационный ставил своей целью изучение проблемы, сферы проявления толерантности (политическая, научная, педагогическая, культурная и др.), анализировались межличностные отношения в классном, школьном сообществах. Формами реализации стали: учёба координаторов детских объединений, семинар классных руководителей, заседания методических объединений, деловые игры «Составляем карту толерантного и интолерантного отношения в классе, школе», анализировали ситуации нетерпимости в мире; по культуре межличностного общения был проведён педсовет и беседы с учащимися в классах.

       На втором этапе (системно – информационном)  определялись основные направления и формы дальнейшей работы. Актив детской организации «Глобус» под руководством старшей вожатой Андреевой М.В. составил программу «Толерантность – дорога к миру, согласию, демократии». Педагогами проведён педсовет «Воспитание толерантной личности и коллективного взаимодействия педагогов и учащихся», научно- методический семинар по теории и практике методик, форм, приёмов развития программы, созданы творческие группы.

       Третий этап – реализация, практический переход на выполнение конкретных дел направления «Шаг в цивилизацию», программы «Толерантность – дорога к миру, согласию, демократии». Формы реализации: интегрированные уроки, внеклассные занятия, часы общения по темам: «Какие мы? Портрет нашего класса», «Дружба, взаимопонимание – залог нашего успеха»,  «Всегда мы вместе», «Мы познаём себя», «Кто я, какой я?», «Мир дому моему»,  «Жизнь без конфликтов», «Давайте договоримся», этические диалоги, творческие встречи учителей и старшеклассников, общешкольные конкурсы по этикету, деловые игры, «Семейный круг» - диалог с родителями, презентация программы на молодёжном форуме, защита социально значимых проектов в ОДМ, проведение классами, творческими коллективами открытых мероприятий на городском семинаре заместителей директоров по воспитательной работе и профильному обучению.

       Четвёртый этап – заключительный, творческий – подведение итогов, мониторинг, диагностика деятельности, планирование работы на следующий период. Формы реализации: самоанализ результативности работы, итоговая диагностика, анализ итогов на заседании секции классных руководителей, конференции учащихся, родительских собраниях и конференциях.

     

       Прогнозируемые результаты:

    1.          Развитие коммуникативно – языковых качеств личности:

    · умение быть терпимыми, дипломатичными,

    · умение кооперироваться, налаживать партнёрские отношения,

    · умения действовать в конфликтных ситуациях,

    · умение анализировать и интерпретировать разные точки зрения

    · умение отстаивать свои права,

    · умение публично выступать, вести конструктивный диалог, дебаты, делать доклад, презентацию,

    · умение анализировать и планировать свою деятельность,

    · умение выстраивать и реализовывать собственные исследования и проекты,

    · знание и уважение традиций собственного народа и традиций других народов,

    · высокая культура общения на родном и иностранном языках,

    · умение работать с различными источниками информации.

    2.          Укоренение в школе духа толерантности, принятие основных принципов толерантности в повседневной жизни.

    3.          Предупреждение в школе конфликтов и разрешение их ненасильственным путём.

    4.          Увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы.

    5.          Совершенствование единого воспитательного пространства, системы родительского самоуправления.

    6.          Более активное внедрение и эффективное использование  интегрированных курсов: риторики, сценического искусства словесности. Русского языка, права, обществознания.

     

    Таким образом, целенаправленная, систематическая работа школы по воспитанию толерантной личности поможет детям выработать в себе понимание основных принципов: «разнообразие людей украшает и обогащает жизнь, конфликт – это нормальный процесс, который надо конструктивно решать, для демократии очень важны социальная ответственность и способность каждого человека осмысленно применять моральные нормы при принятии личных и общественных решений».

     

    Литература.

    1.          Бетти Э.Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. – М.: Изд-во»Бонфи», 2001.

    2.          Дереклеева Н.И.. Развитие коммуниктивной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. Москва. ООО «5 за знания», 2005.

    3.          Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е.. Мастер – класс для заместителей директора по воспитательной работе. Организация и планирование работы. Москва.

          ООО «5 за знания», 2007.

     

      

    Категория: Мои статьи | Добавил: asd2373 (16.11.2012)
    Просмотров: 745 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: