Среда, 12.12.2018, 06:09
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Информационный сайт по патриотическому воспитанию. Координатор Ткачева Юлия Геннадиевна

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Ткачева Юлия Геннадиевна

    От своих родителей ребенок может наследовать  их особенности поведения, склонности, способности.

    Часто бывает так, что дочь, сын выбирает (наследует) ту же профессию, что и его отец или мать (а иногда и более старшие родственники), потому что она ему нравится и подходит больше всего остального. Таким образом, складываются профессиональные династии — рабочих, учителей, инженеров, композиторов, врачей, писателей, бизнесменов, политиков, спортсменов, военных и так далее.

     

    А начинает   династию  наша     бабушка Нефедова (Гвоздева) Екатерина Федоровна. 16 летней девочкой в войну работала на военном заводе №768. После войны она заканчивает Благовещенское педагогическое училище в 1951 году, получив профессию учителя начальных классов. По направлению Министерства просвещения приступила к работе в селе Михайловка Абзелинского района Башкирской АССР.

    Учитель начальных классов, методист, а также преподавала географию у старшеклассников школы-интерната № 59 г.  В школе проработала 24года, «Отличник народного просвещения. Ветеран труда. Участник тыла в годы Отечественной войны.

    Она преподавала в начальной школе.  Это были нелёгкие годы, послевоенные годы. В ее жизни было все: и голод, и холод. Но ее стремление к знаниям, помощь близких людей помогли ей преодолеть все трудности. В это время она встречает  свою судьбу. По распределению Екатерина едет в Благовещенск, там и встречает своего будущего мужа Нефедова Никифора Васильевича. Никифор работал мастером производственного обучения сначала в г. Благовещенске (Башкирская АССР), затем  в техническом училище г.Хвалынске Саратовской области.

     

     

    Учительница

     Тетушке Екатерине Федоровне

    С отцом связующая нить,

     Не дай Бог, тоже оборвется

    А как легко и просто пить

    Слова из чистого колодца!

    Тот кладезь памятных идей-

    Минувших дней былая слава,

    Где в звонках буднях мирных дней

    Вставала новая держава.

    Награды… В будничной страде,

    Не ратным подвигом воителя,

    На грудь легли, не на войне,-

    Трудом заслуженным учителя.

    Все хуже видят мир глаза:

    Тетрадок столько прочитали!

    Но ребятишек голоса

    Звучать в душе не переставали.

    Все помнится: как первый раз

    Под деревенской школьной крышей

    Вошла, волнуясь, к детям в класс-

    Словам внимая, дети пишут…

    Слова, раскрывшие сердца,

    Стозвонным эхом отзовутся.

    Надолго в сердце остаются

    Черты любимого лица.

    Бегут года… Как дорого миг!

    Ты помнишь школьную семью..

    Так помнит каждый ученик

    Учительницу первую свою.       Раиса Ермак (Гвоздева), 2009 г

    Зарождается учительская семья. Их семья была примером для всех родных. Три сестры прабабушки Екатерины, а это Полина Федоровна, Ксения Ивановна, Полина Семеновна и ее двое братьев  Семен Семенович и Егор Семенович, племянница Раиса Ивановна, родная внучка (наша мама) Юлия Геннадиевна со стороны Екатерины Федоровны работали или работают учителями.  Племянница Людмила Григорьевна и брат Нифора (наш прадедушка) Григорий Васильевич также работали учителями.

    Особенно хотелось бы остановиться на Григорие Васильевиче. Он преподавал немецкий язык, его жена Галина Михайловна русский и литературу. Много интересного и забавного они рассказали о своей педагогической деятельности. Ученики с успехом поступали в другие заведения. Тот факт, что им можно писать письма в деревню не указывая адреса, а только их фамилию, говорит о том, насколько они известны.

     Только   один   момент   омрачил   нашу беседу: как только рассказ коснулся 1968-69-х годов, то дедушка попросил выключить диктофон. И рассказывал дальше без него. А бабушка иногда прерывала его вопросом, может, ему не надо это рассказывать мне. Мне стало интересно, чего же боятся эти люди? Сейчас никто не накажет их за слова. Неужели прошлая жизнь так сломала их? Каковы причины таких последствий? Ключом к ответу могут служить некоторые противоречия в его жизни.

    Первое, произошло в конце войны, в 45-ом, когда его, нестроевого (по болезни его не могли призвать), отправили в армию, так как он поссорился с бригадиром из рыбного колхоза. Хороший и ответственный работник в один день стал чужим.

    В Германии, куда его направили, заинтересовался немецким языком. Выучил его по словарю. Проучился заочно 3 года на Высших центральных курсах иностранных языков в Москве. По приезде домой ему доверили вести в школе. Удивительно, ему молодому и неопытному доверили вести немецкий язык. А когда он проработал 18 лет завучем, ему выказали недоверие из-за религиозной принадлежности отца. И в этом второе противоречие. В 1968 году его, уже опытного человека, отстраняют от работы завучем. На заседании райкома партии рассматривается его персональное дело. А ведь до этого в 1966 - 67-х годах вышли его статьи в партийном издании «Блокнот агитатора». На всех своих лекциях он агитирует за атеистический образ жизни. На областной методической конференции пропагандистов в 1962 году, которая прошла под лозунгом: «Пропагандист - воспитатель активных и стойких борцов за коммунизм», Григорий Васильевич выступил содокладчиком в секции пропагандистов марксистски— ленинистской  философии. Содоклад: «Опыт    — воспитания агитаторов-атеистов в - семинаре». На этой конференции партия ставила задачу воспитания всего населения в духе научного коммунизма, чтобы трудящиеся понимали ход и перспективы-мирового развития, правильно разбирались в событиях - внутри страны и на международной арене, сознательно строили жизнь по коммунистически. А для этого работникам идеологического фронта нужно иметь не только высокую идейно-теоретическую подготовку, но и в совершенстве владеть пропагандистским мастерством. Будучи пропагандистом и лектором Областной организации общества «Знание», он выполнял наказ В.И. Ленина: «Идеи становятся силой, когда овладевают массами».

    Прорабатывали дедушку Гришу на пленуме райкома. Инструктор райкома партии Ланцов требовал его суждения за то, что отец кулугур. Требовал отказаться от него или перевоспитать. Ланцов даже пришел в дом отца, но, увидав перед собой старого человека, посмотрел на него и ушел. Тяжело было видеть, как переживает Григорий Васильевич прошедшие события. Много лет прошло, но боль от обиды, что он оказался чужим для партии, которой он сознательно служил, осталась с ним и сегодня.

    Григорий Васильевич и его жена строго придерживались правилам жизни того времени. Людмилу, родившуюся в 1953 году, они окрестили, а вот Сергея, родившегося в 1959 г. отказались крестить, так как уже были коммунистами, и для них это было опасно.

    Притеснения закончились в 1969 году, со смертью моего прадеда Василия. И опять в одночасье дедушка Гриша превращается из чужого в своего. Продолжает работать пропагандистом, агитатором, воспитывать подрастающее поколение. Он уважаемый человек. Но чтобы опять не усложнять жизнь, старый дом отца отдан колхозу. В доме осталась большая коллекция старинных книг и икон. Но никто из Нефёдовых их не забрал. Сейчас дедушка сожалеет об утраченных реликвиях.

    Странная разнообразная судьба у дедушки. Он стал учителем в том возрасте и при той подготовке, когда другие люди бы только смогли доучиться. Затем стал завучем, почетная должность, проработал при этой должности целых 18 лет. Был пропагандистом - агитатором. Выступал на областной конференции. Правда, читал доклад о пропагандистах - атеистах, что было странно при набожности семьи. И тут вдруг крах всему: работе завуча, всеобщему уважению. И из-за чего? Из-за веры отца. Ему указывают на непригодность веры отца и приказывают или перевоспитать, или отказаться от отца. Но как можно перевоспитать старого человека, причем внушить ему, что всё, во что он верит - ложь. Ведь убеждения отца, наоборот, принесли ему и всей семье благо. Я горжусь поступком Григория Васильевича. Он не отказался от своего отца, не отказался от веры. Здесь во многом положительную роль сыграло воспитание прадеда Василия. Он научил детей любить свою семью, быть до конца верным ей.

    Ткачева Юлия Геннадиевна, наша мама. Педагог дополнительного образования – руководитель музея школы № 76 г. Северска, хореограф. Работает в школе с 1999 года.

    О том, как создавался музей, о приобщении учащихся к святому чувству Родины, рассказывает сама Юлия Геннадьевна. «- В нашем обществе за минувшее столетие в системе образования ни один школьный предмет так не насиловали, как историю. Извратили и оболгали все прошлое страны и народа, опошлили само понятие «историческая наука». Учителя истории перестали уважать свое ремесло, а, следовательно, и себя самих. Многие из них, умные и честные, ушли из школы. Они не выдержали испытание пошлостью. Какие остались? Разные. Среди них и те, кто всеми силами пытается отстоять право истории быть школьным предметом. Моральное право, не юридическое. Именно для таких учителей, моих уважаемых коллег, я пишу эту небольшую статью. Возможно, кому-то она поможет найти себя, натолкнет на мысли, последующие решения... Бывая в Областном краеведческом музее, я всякий раз завидовала: вот бы часть представленных здесь экспонатов — да в школу. А что! С познавательной точки зрения у музея есть определенные минусы: низкая посещаемость (а то и вовсе безлюдные залы), подчеркнутая отгороженность от экскурсантов (все за стеклом и натянутыми лентами, табличками «Не трогать», «Не шуметь»). Да и часто ли мы ходим в краеведческий музей? Школьный учебный кабинет самым естественным образом устраняет эти минусы. Ежеминутно в нем — десятки «посетителей» - учеников, все можно потрогать и разглядеть, а бывают здесь ребята почти каждый день. Так возникла идея создать маленький школьный музей на базе кабинета истории, кабинет-музей. Название пришло само собой — «Предметы русского быта». С чего начинала? У меня дома, как у каждого учителя, имелись различные старинные вещицы: глиняный кувшин, икона, царские монеты и прочее. Принесла в кабинет, разложил по полкам — первые экспонаты есть! Реакция  учеников была мгновенной — что это и для чего это? Объяснила и попросила помощи: давайте вместе создавать исторический музей. Возник интерес, появилось общее дело. Было это в 2003 году. Прошло время. Чего мы достигли? Главное — прошли период «первоначального накопления» исторического материала. Например: в разделе «Значки» почти 800 значков советского времени (все разные); «Деньги различных стран» — 180 монет и 125 бумажных купюр; «Предметы быта» — старинный утюг и много другого; «Кухонная утварь» — это ухваты, чугуны, ступы, самовары... А есть еще разделы «Ткачество», «Кузнечные изделия». Или вот — рубели, сучилка, валёк... Не помните? Ну, как же, необходимейшие приспособления для стирки и глажения белья, одежды! А всего в нашем кабинете-музее около 2 500 предметов, каждый из которых является своеобразным историко-краеведческим экспонатом. Причем основную часть их разыскали и принесли сами ученики. И второе. Накоплен определенный опыт работы в данном направлении, появились первые наблюдения и выводы, пришло понимание того, что мы с ребятами на правильном пути. Зачем нужен кабинет-музей истории в школе, что он дает учащимся и самому учителю? Многое. Во-первых, формируется бережное, уважительное отношение к нашему прошлому. Мы ведь в этом отношении по-прежнему варвары, живем одним днем. Есть в  школе знамя комсомольской организации, знамя пионерской дружины,  барабан,  горн, даже бюст Ленина. Я не скорблю о советском прошлом, но это — часть нашей истории, и ее необходимо сохранить, хотя бы в виде музейных экспонатов. Кстати, гипсовый бюст Ленина ребята нашли все-таки на свалке. Школьный музей дает возможность взглянуть на прошлое своей страны как-то иначе, без идеологических предубеждений, а конкретно, искренне и заинтересованно. ... Пятиклассник Андрей, исследуя окрестности собственной дачи, свалился в глубокую яму. Испугался, стал поспешно карабкаться наверх и наткнулся на острый предмет. Пригляделся — похож на серп земледельца (видел в музее). Не вылез из ямы, пока не откопал находку. Принес в школу. Подобных примеров я могла бы привести много. Влияние музея на ребят в данных случаях очевидно, несколько лет  назад они бы не обратили никакого внимания на разные там черепки да железки, а теперь ребята видят в них предметы материальной культуры своего народа, место которым в школьном музее. В детях проснулся азарт, нешуточный интерес. Они провели тщательную «инвентаризацию» своих дач, гаражей и подвалов, обыскали чердаки домов и сараи деревенских родственников в поисках предметов старины. «Добычу» несли в музей, где вместе с учителем истории определяли историческую ценность находки и решали ее дальнейшую судьбу. В итоге косвенно рос интерес к истории, да и само понятие «история» уже не ограничивалось рамками школьного предмета и соответствующего учебника. Неравнодушие ребят к делу, живое участие в нем — вот что очень важно. ... Лето, каникулы, я, как обычно, в школе. Приходят десятиклассницы Оля и Катя. «Юлия Геннадьевна, мы хотим в музей, откройте его, пожалуйста». Интересуюсь причинами такого желания. Отвечают: «Давно в нем не были, не видели, соскучились». Для меня эти простые объяснения дороже награды. ... Первый вопрос у ребят после любых каникул: «Что у нас нового?». Имеют в виду экспонаты. Этакая горделивость: «Мы узнавали: в других школах такого, как у нас, музея нет». Я заметила, музейная обстановка кабинета истории как-то обязывает ребят, воспитывает. Бросить бумажку на пол, испачкать стол — нельзя, музей же! На перемене я оставляю учащихся одних в кабинете, за порядком следят сами. А поначалу, помнится, с ухватами по школе бегали... Сейчас нет. Само суровое наказание для любого класса — запрещаю находиться в кабинете на переменах между уроками. Воспринимают такое наказание очень болезненно, поэтому шалунов успокаивают сами. А инициативными, какими стали! Именно по предложению ребят возник раздел музея «Значки», оформлены стенды «Старые газеты», «Старые документы» и немало другого. В музее, учащимся значительно интересней. Они постоянно толпятся у экспонатов, разглядывают их, спорят, доказывают; то и дело просят разрешения подержать, примерить, покрутить что-либо; задают мне различные вопросы; очень любят показывать, что именно принес в музей каждый из них. Музейный материал помогает  при изучении истории. Имеющиеся экспонаты позволяют мне наглядно иллюстрировать жизнь нашего народа в советский период (XX век), отчасти дореволюционной России (XIX-начало XX вв.), а XVIII век у нас представлен монетами. Велико значение музея при изучении «Истории Сибири», краеведения. Под влиянием и на основе музейного материала учащиеся пишут доклады. Например «Кухонная утварь крестьянской избы» и другие. С этими докладами авторы выступают перед учащимися. Что касается меня, учителя, то я уже не представляю свою школу иную, без музея. Видимо, вообще не смогу работать иначе. Обстановка кабинета-музея, его экспонаты создают какую-то особую, историческую атмосферу, которая удивительным образом гармонирует с любым учебным материалом, изучаемым на уроках истории, в любом классе. О планах на будущее. Прежде всего, пополнять экспонатами и расширять наш музей, на что мы с ребятами нацелены постоянно. Там у нас будет «Библиотека исторической литературы» по трем направлениям: научные работы, исторический роман и «старые» газеты, изданные после 1917 года. Начата работа по воссозданию истории школы. Ей пятьдесят пять лет, она одна из старейших в Северске. Накопление материала идет по таким направлениям: как строилась школа; первые учителя и директор школы; выпускники (по годам выпуска с фотографиями); лучшие ученики школы; выпускники, погибшие при выполнении воинского долга; выпускники, вернувшиеся в школу учителями, и др. Оформляется все в виде альбомов и стендов с документами и фотографиями. Есть задумка, и она в скором времени осуществится — подготовить группу учащихся, которые будут показывать с использованием имеющихся в кабинете-музее экспонатов, как пряли пряжу на ручной прялке, как стирали и гладили одежду с помощью рубеля, сучилки и валька, как пользовались старыми утюгами и лампами, как пользовались старинной кухонной утварью. Было бы прекрасно обойти-проехать вместе с группой, или даже классом, учеников старинные и отдаленные, чтобы пополнить наш музей новыми экспонатами. Словом, планов много… Слов нет, музейные хлопоты велики: это и время, и нервы, и летние отпуска... Зачастую бесплатный труд. Проще не затевать ничего. Но лучше ли? В  прошедшем учебном году в нашей школе на базе музея был проведен семинар руководителей музеев. На этом семинаре, в частности, я старалась убедить коллег в том, что каждой школе необходимо иметь свой, пусть небольшой, краеведческий музей. Есть конкретная школа, у школы — город, у города — ее прошлое... С чего начинается Родина?» Интервью брала учащаяся 11а класса МОУ СОШ № 76 Северска Кустова Екатерина.

    Раиса Ивановна Ермак (Гвоздева) - уроженка Рос­сии. Но с 1944 года четырехлетняя девочка проживает на территории Украины, куда перевели ее отца по служ­бе. Жить довелось в Чернигове, Бахмаче, Николаеве, а с 1973 года - в Севастополе. Сюда Раиса Ивановна при­была уже с дипломом Киевского государственного пе­дагогического института им. Горького, где училась на факультете, выпускающем преподавателей педагогики и психологии, а также овладела специальностью мето­диста по дошкольному образованию. Имелся и десяти­летний стаж работы по специальности в Николаеве. И вот последние 17 лет Раиса Ермак трудится в Се­вастопольском детском доме № 1 (кстати, отличник на­родного образования Украины), где применила свои зна­ния и как воспитатель, и как музыкальный руководи­тель, и как педагог-организатор. Первые стихи родились 10 лет назад. И за этот скром­ный для поэта срок она не только смогла достойно пред­ставить свое творчество поэтическим сборником «Па­рус надежды», но и запечатлеть в нем широкую палит­ру мыслей и чувств, которые раскрывают биографию ее души, исполненной любви и благородства.

          В нашей семейной династии более 11 учителей. Если бы можно было собрать нас всех вместе в одну школу, то едва ли  остались вакансии, так как среди нас есть представители разных учительских профессий: и химик, и филолог, и историк , и учитель начальных классов. Если сложить педагогический стаж всех педагогов нашей семьи он перевалил бы за несколько веков. Но главное не это. Среди учителей нашей семьи нет таких, которые бы сожалели о выборе профессии или не любили свою работу, так как знали о ней не понаслышке. Так и я выбрала свою профессию не случайно.Еще будучи ученицей школы я очень любила проверять тетради учеников моей бабушки Кати, бывать на её уроках. Даже сейчас, будучи учителем с 15-летним стажем мне приходится иногда сталкиватся с трудностями в работе. И здесь приходят на помощь мои коллеги из нашей семейной династии.

         

    Ткачева Юлия Геннадиевна. Педагог дополнительного

     образования – руководитель музея школы № 76 г. Северска,

    хореограф. Работает в школе с 1999 года.

    Закончила Томский областной колледж культуры и искусства по специальности режиссер-постановщик массовых мероприятий, педагог-хореограф.

     

    Прабабушка

    Нефедова (Гвоздева) Екатерина Федоровна, 1927 г.р.

    Окончила Благовещенское педагогическое училище в 1951 году, получив профессию учителя начальных классов. По направлению Министерства просвещения приступила к работе в селе Михайловка Абзелинского района Башкирской АССР. Учитель начальных классов, методист, а также преподавала географию у старшеклассников школы-интерната № 59 г Уфы. Имеет значок «Отличник народного просвещения», ветеран труда, ветеран и участник тыла в годы ВОВ. Проработала в школе 24 года.

     

    Прадедушка

    Нефедов Никифор Васильевич, 1927  г.р.

     Работал мастером производственного обучения сначала в г. Благовещенске (Башкирская АССР), затем  в техническом училище  г.Хвалынске Саратовской области

     

    Двоюродная прабабушка

    Батухтина (Гвоздева) Полина Федоровна, 1923 г.р.

    Учитель нач. классов, завуч школы № 52 г. Уфы. Проработала в школе 30 лет

     

    Двоюродный прадедушка

    Гвоздев Семен Семенович.

    Преподавал в начальных классах, затем окончил Высшую партийную школу

     

    Двоюродный прадедушка

    Гвоздев Егор Семенович.

    Окончил Благовещенское педагогическое училище, пединститут г. Уфы.

     

    Троюродная прабабушка

    Целищева (Гвоздева по матери) Ксения Ивановна.

    Учитель начальных классов в с. Покровка Башкортостана.

     

    Троюродная прабабушка

    Гвоздева Полина Семеновна.

    Окончила Благовещенское педагогическое училище, пединститут г. Уфы. Работала в г. Сим Челябинской области

     преподавателем русского языка и литературы.


    Наша учительская династия  продолжается.Учится в аспирантуре в Уфе дядя Александр, мечтает о карьере преподавателя танцев  Павел Ткачев, то есть я. Продолжение следует...

     

    P.S. Когда была готова эта работа, пришла наша бабушка Наташа и по секрету сказала, что и она по специальности – учитель химии и проходила практику два года в школе города Уфы.