Четверг, 16.05.2024, 08:37
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Персональный сайт руководителя Музея школы № 76 Ткачевой ...

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [137]
Другие статьи [9]
Поиск
Вход на сайт
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Для энциклопедии музейного дела ТО

    Энциклопедия музейного дела Томской области.

     Историко-краеведческий музей «История школы» МОУ «СОШ № 76» Северска Томской области.

    История школьного музея началась в 1965 году.

    После продолжительного закрытия, в 2002 году музей опять открыл двери для гостей.

    Цели и задачи школьного музея.  
    Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.  
    Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой деятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории школы, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

    Комплектование  коллекций музея  осуществлялся  по  различным направлениям: краеведческому, истории революционного движения на Томской земле, история школы.

    Мы стараемся отразить взаимосвязь школьной  жизни  с 1951 года  до  наших дней  с   историей  Родины. Многочисленные фотографии, альбомы, документы бережно хранят память о педагогах школы, ее   выдающихся выпускниках, традициях школьной     жизни,     походах,     поездках,  участниках     Великой Отечественной войны. Первым руководителем музея была Алевтина Васильевна Новикова. Следующим руководителем была Чанкова Серафима Николаевна, которая руководила  музеем 10 лет. С 2003 года руководит музеем Ткачева Юлия Геннадиевна.

    Новикова Алевтина Васильевна.

    Алевтина Васильевна Новикова к нам в город приехала в I960 году из

    подмос­ковного города Струнино, где закончи­ла пединститут и 6 лет

     проработала по специальности. Вместе с мужем Евге­нием Николаевичем

    они стали трудить­ся в школе № 76. Она - учителем исто­рии в старших

     классах, а он - препода­вателем физики.

    Энергичная, напористая, проблем с поведением на ее занятиях никогда не было. И голос, и фигура всех подчиня­ют своей авторитетностью. Уроки ее всегда емкие, знания у детей глубокие. Старание, организаторские способности молодого одаренного учителя с первых же лет были замечены и оце­нены. И, когда в школах в 1967 году была введена должность завуча по вне­классной работе, выбор администра­ции пал на Алевтину Васильевну.

    Сейчас она - ветеран. С благодар­ностью и теплотой вспоминает тех, с кем свела, ее такая пестрая и богатая на события школьная жизнь, кто помо­гал ей воспитывать ребят, заполнять досуг каждого подростка, раскрывать в них таланты, способности, направлять их энергию в нужное русло. [1]

    Чанкова Серафима Николаевна.

    B ее судьбе отражена целая эпо­ха страны.  Родилась в 1930-ом, дет­ство

     было трудным. В 1937-ом реп­рессировали отца, с той поры ник­то так

    и не знает, где он... Мать - учительница, на плечи которой сва­лилось горе, и

     к началу войны она совсем сломалась, стала инвали­дом... Свой трудовой стаж коллега ка­чала в небольшом поселке городс­кого типа около Владивостока. А в 1953 г. семью военного направили в наш закрытый город. Иван Филип­пович служил в строительных войсках, возводил корпуса объектов, строил здания юного города. Серафима Нико­лаевна работать начала - учителем начальных классов в школе № 83, а уже в 1958-ом судьба уточняет по­стоянное место работы - 76-ую школу. С той поры минуло 42 года. Вна­чале Серафима Николаевна рабо­тала на 1-4 классах, учила малышей читать, писать, считать, постигать мир, добро, честность, трудолю­бие. А в 1963-м она поступает в Томский университет и, закончив его, становится дипломированным специалистом, учителем истории. И какой только общественной работой она ни занималась все эти годы! Была не только классным ру­ководителем, но и профоргом, парторгом, заведующей методи­ческой секцией, 10 лет руководила школьным музеем.

    Ткачева Юлия Геннадиевна - образование средне-специальное,

     н/высшее, специальность по диплому режиссер-организатор

     досуговых программ и театрализованных представлений.

     Стаж работы в данном музее 5 лет.

    «-С чего все  начиналось? У меня дома, как у каждого учителя, имелись различные старинные вещицы: глиняный кувшин, икона, царские монеты и прочее. Принесла в кабинет, разложил по полкам — первые экспонаты есть! Реакция  учеников была мгновенной — что это и для чего это? Объяснила и попросила помощи: давайте вместе создавать исторический музей. Возник интерес, появилось общее дело. Было это в 2003 году. Прошло время. Чего мы достигли? Главное — прошли период «первоначального накопления» исторического материала. Например: в разделе «Значки» почти 800 значков советского времени (все разные); «Деньги различных стран» — 180 монет и 125 бумажных купюр; «Предметы быта» — старинный утюг и много другого; «Кухонная утварь» — это ухваты, чугуны, ступы, самовары... А есть еще разделы «Ткачество», «Кузнечные изделия». Или вот — рубели, сучилка, валёк... Не помните? Ну, как же, необходимейшие приспособления для стирки и глажения белья, одежды! А всего в нашем кабинете-музее около 3000 предметов, каждый из которых является своеобразным историко-краеведческим экспонатом. Причем основную часть их разыскали и принесли сами ученики. И второе. Накоплен определенный опыт работы в данном направлении, появились первые наблюдения и выводы, пришло понимание того, что мы с ребятами на правильном пути. Зачем нужен кабинет-музей  в школе, что он дает учащимся и самому учителю? Многое. Во-первых, формируется бережное, уважительное отношение к нашему прошлому. Мы ведь в этом отношении по-прежнему варвары, живем одним днем. Есть в  школе знамя комсомольской организации, знамя пионерской дружины,  барабан,  горн, даже бюст Ленина. Я не скорблю о советском прошлом, но это — часть нашей истории, и ее необходимо сохранить, хотя бы в виде музейных экспонатов. Кстати, гипсовый бюст Ленина ребята нашли все-таки на свалке. Школьный музей дает возможность взглянуть на прошлое своей страны как-то иначе, без идеологических предубеждений, а конкретно, искренне и заинтересованно. ... Пятиклассник Андрей, исследуя окрестности собственной дачи, свалился в глубокую яму. Испугался, стал поспешно карабкаться наверх и наткнулся на острый предмет. Пригляделся — похож на серп земледельца (видел в музее). Не вылез из ямы, пока не откопал находку. Принес в школу. Подобных примеров я могла бы привести много. Влияние музея на ребят в данных случаях очевидно, несколько лет  назад они бы не обратили никакого внимания на разные там черепки да железки, а теперь ребята видят в них предметы материальной культуры своего народа, место которым в школьном музее. В детях проснулся азарт, нешуточный интерес. Они провели тщательную «инвентаризацию» своих дач, гаражей и подвалов, обыскали чердаки домов и сараи деревенских родственников в поисках предметов старины. «Добычу» несли в музей, где вместе с учителем истории определяли историческую ценность находки и решали ее дальнейшую судьбу. В итоге косвенно рос интерес к истории, да и само понятие «история» уже не ограничивалось рамками школьного предмета и соответствующего учебника. Неравнодушие ребят к делу, живое участие в нем — вот что очень важно. ...

    Есть задумка, и она в скором времени осуществится — подготовить группу учащихся, которые будут показывать с использованием имеющихся в кабинете-музее экспонатов, как пряли пряжу на ручной прялке, как стирали и гладили одежду с помощью рубеля, сучилки и валька, как пользовались старыми утюгами и лампами, как пользовались старинной кухонной утварью. Было бы прекрасно обойти-проехать вместе с группой, или даже классом, учеников старинные и отдаленные, чтобы пополнить наш музей новыми экспонатами. Словом, планов много… Слов нет, музейные хлопоты велики: это и время, и нервы, и летние отпуска... Зачастую бесплатный труд. Проще не затевать ничего. Но лучше ли? В  прошедшем учебном году в нашей школе на базе музея был проведен семинар руководителей музеев. На этом семинаре, в частности, я старалась убедить коллег в том, что каждой школе необходимо иметь свой, пусть небольшой, краеведческий музей. Есть конкретная школа, у школы — город, у города — ее прошлое... С чего начинается Родина?»[2]

     Всего около 3000 экспонатов, в том числе 2500 подлинных, экспонатов по ВОВ около 500; по СХК-120.

    В результате поисковой работы были найдены зубы и бивень мамонта, на берегах Томи. Под г. Волгоградом при раскопках были найдены осколки от снарядов, патронаж, куски колючей проволоки, земля с Мамаева Кургана. Есть немецкая фарфоровая кружка, датированная 1941 годом. Собрание самоваров, подстаканников,  домашней утвари.

     Музей размещается в кабинете № 13 на первом этаже, площадь кабинета 48,4 кв.м.

    Учебные занятия не проводятся. Фондохранилища нет, имеются закрытые полки. Имеется компьютер. Поблизости находятся две школы и 6 д/садов, столовая, парк культуры им. Маяковского, ДК им. Островского, зоопарк.

    В музейной экспозиции представлены музейные предметы, способные дать посетителю разнообразную информацию, предать его сопричастность той модели реального мира, которой является экспозиция, оказать на него эмоциональное воздействие. В основе музейной экспозиции лежит разработанная коллективом музея научная концепция, определяющая содержание экспозиции, принципа отбора музейных экспонатов, их группировку, композицию, интерпретацию и художественное решение.

    На базе музея проводятся встречи, экскурсии, уроки мужества, лекторский кружок. Учителя используют экспонаты музея на уроках истории, литературы, пения, труда. За этот учебный год музей посетили 5120 человек.

    * Помимо постоянной экспозиции в 2007-2008 учебном году в музее прошли выставки - экскурсии - лекции:

    «Из истории создания школы», «Из истории комсомольской и пионерской организации школы», «История школьных принадлежностей», «История в пластилине», «Легенды Томска», «Становление города Северска», «Здравствуй, музей!», «Никто не забыт, ничто не забыто»,«Коренные народы Сибири», «Я рожден в Советском Союзе», «Вузы Томска», «Киндер-сюрприз», «Новый год – сладкая сказка», «Обувка для мороза – валенки», «Деревянная архитектура Томска», «Северск начинается с Чекиста», «История улиц города», «Храмы Томска», «Дни экологической опасности», «Музей одной семьи», «Русские сказки Сибири», «О тех, кто прославил Россию – беседы о знаменитых людях России», «Участники боевых действий в горячих точках России» и т.д.

    * Проведены экскурсии с экскурсионным бюро «Арго»- в планетарий, на

    кондитерскую фирму «Антонов Двор», «Красная звезда», в музеи ТГУ, музей живой куклы Захарова(2 ку), «Храмы Томска»,  «День Победы» - на базе музея, в краеведческий музей и другие.

    • Выпущены брошюры: «Тайны школьной кухни», «Виленка», «История школьных принадлежностей», 2 сборника стихов учителя немецкого языка Шурыгиной С.Н. «Подарок» и «Посвящается…», «Кто есть кто в школе», «Мой Северск. Мы изменяемся, мир изменяется….(фотозарисовки)».

                                                                        Рук. музея МОУ СОШ № 76 Ткачева Ю.Г.



     

     

     

     

     

     

     

     

     

     










    Музейный праздник «Пасха» (2008)

     




     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     






    Встречи с ветеранами (октябрь 2008)

     

    Выставка «Я рожден в Советском Союзе…»

     

     

     

     

     









     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     






    Селькупский костюм

     

    «Великая Отечественная…»

     

     
     

     

     

     



    [1] Е.Сухарева,  «Мальчишки ваши, повзрослев однажды…»//«Диалог», 2001г, 06.04.

     

    [2] Кустова Е., «Школьный музей – связь поколений // школьная газета «Глобус», 2008 г.

    Категория: Мои статьи | Добавил: asd2373 (06.10.2010)
    Просмотров: 1239 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: