Суббота, 04.05.2024, 02:26
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Персональный сайт руководителя Музея школы № 76 Ткачевой ...

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [137]
Другие статьи [9]
Поиск
Вход на сайт
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    Опыт педагогов МОУ СОШ № 76 показывает, что дополнительное образование, в основе которого лежат личностно-деятельностный подход к ребенку, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право их свободного выбора учащимися, не подменяя собой урока, а, дополняя его, создает наиболее благоприятные условия для самоактуализации личности и ее социализации. Таким образом, речь идет о тесном взаимодействии двух образовательных систем: основного и дополнительного краеведческого образования. Если на уроках истории и культуры Северска учащиеся получают основы знаний о городе и крае, то во внеурочной деятельности в самой школе или во внешкольном учреждении они могут углубить и расширить эти знания, а, кроме того, реализовать их в одном из видов практической краеведческой деятельности, получить допрофессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника и др. В течение нескольких лет в МОУ СОШ № 76 успешно реализуется комплекс образовательных программ, которые легли в основу культурно-патриотического движения. Это следующие подпрограммы в программе школьного музея: «Через просвещение к возрождению», «Через игру к познанию города», «Юный экскурсовод», «Юный исследователь-краевед», «Моя сибирская родословная», «Календарь юного северчанина», «Помоги памятникам родного города и края», «Сибирский этикет». Каждая подпрограмма включает в себя как образовательный блок, предусматривающий постепенное, рассчитанное на несколько лет овладение учащимися во внеклассных и внешкольных краеведческих объединениях разнообразными знаниями о городе (крае) и сопутствующими им умениями и навыками, так и тесно связанный с ним блок внеурочной краеведческой деятельности, в которой юные краеведы в сотрудничестве с педагогом могут реализовать полученные знания, умения и навыки, раскрыть свой творческий потенциал и приобрести социальный опыт. Названные тематические подпрограммы составили пять образовательных маршрутов (некоторые из них включили по две близкие по содержанию подпрограммы), каждый из которых имеет свои специфические формы и методы краеведческой работы, соответствующие им виды объединений. Эти образовательные маршруты и формы работы по их реализации можно представить следующим образом: - первый маршрут - подпрограмма «Через просвещение - к возрождению», предусматривающая такие формы краеведческой деятельности, как лекции, беседы, сообщения учащихся, семинары, конференции, вечера встреч с известными учеными-краеведами, тематические видео- и кинопрограммы, экскурсии по городу и в музеи, литературно-исторические театрализованные вечера учащихся. Она включает в себя также работу с учителями школ и ПДО: лекции, семинары, конференции по проблемам школьного краеведения, мастер-классы, посещение открытых занятий, в рамках городских методических объединений, выпуск учебных пособий по краеведению. Осваивают данную программу детский факультет; кружки и клубы краеведческой направленности для подростков; - второй маршрут - подпрограммы «Через игру - к познанию города», «Сибирский этикет», которые включают городские краеведческие конкурсы «Томск. Хроника четырех столетий», «Святыни Томска и Северска», военно-исторические конкурсы, конкурсы знатоков этикета, эколого- и географо-краеведческой направленности, районные краеведческие конкурсы и игры. Этот маршрут включает в себя такие формы работы, как лекторий для участников краеведческих конкурсов; творческие работы учащихся; по материалам лекций: краеведческая игра - ориентирование на улицах города; турнирные встречи команд в финале; выпуск пособий по методике организации краеведческих игр; - третий маршрут - подпрограммы «Юный исследователь-краевед», «Моя сибирская родословная», куда входят лекции и семинары по методике исследовательской работы, библиографии, источниковедению и родословию учащихся и педагогов, работа в архивах и фондах музеев, в том числе школьных: использование семейных архивов; индивидуальные консультации; поисковая работа и краеведческие экспедиции; районные и городские краеведческие чтения учащихся; выпуск сборника краеведческой направленности; - четвертый маршрут - программа «Юный экскурсовод», которая предусматривает лекции, семинары, практические занятия по методике экскурсоведения в школах; учебные экскурсии, конкурсы профессионального мастерства юных экскурсоводов, экскурсионную практику; - пятый маршрут - программа «Помоги памятникам родного города и края» и «Календарь юного северчанина», которые включают в себя воскресники на объектах природы, истории и культуры; лагерные сборы добровольных помощников-реставраторов в дни каникул; шефство над парками, работа по экологической очистке, участие в раскопках; памятные акции и экскурсии школьников, посвященные знаменательным датам северского календаря. Внутри каждого образовательного маршрута может осуществляться дифференциация по уровням его освоения - от общекультурного до общепрофессионального и методологического (творческого). Существенно в этих программах то, что потенциально каждый школьник, двигаясь по выбранному им образовательному маршруту, может в течение нескольких лет пройти путь от самого простого - к более сложному, от одной программы - к другой. И, что не менее важно, все эти маршруты взаимосвязаны между собой. Проведенный эксперимент показал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении, в развитии личностных качеств учащихся, их социализации и самореализации происходит в групповых объединениях юных краеведов, где подростки и старшие школьники включены в совместную коллективную творческую деятельность, построенную на принципах педагогики сотрудничества детей и взрослых, педагогики успеха. Сближает то, что в основе образовательных программ положены изучение города и воспитание таких нравственных качеств, как патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Северска, формирование общей культуры. Отличает же возраст учащихся, форма организации занятий, выбираемая с учетом их возрастных особенностей и специфики объединения, уровень освоения учащимися подпрограммы и их постижений. Однако при всех этих отличиях общим для названных краеведческих объединений является то, что их программы дают возможность реализовать альтернативную школе модель образования. Полноправными участниками этих программ являются музеи, библиотеки, научные институты, архивы, родители. Знания здесь рассматриваются не как самоцель, а как средство самопознания и созидательной деятельности учащихся. По отношению к моделируемой системе можно ввести понятие - «единое краеведческое поле». Под которым мы понимаем совокупность образовательных учреждений Северска и краеведческих объединений учащихся, включенных в городскую и районные программы, участников традиционных краеведческих конкурсов, конференции. Функционирование разработанной системы дополнительного краеведческого образования возможно лишь при четком определении ее цели и задач, решаемых на каждом новом этапе, скоординированном планировании массовых мероприятий, их методическом и финансовом обеспечении, организации обучения учащихся, учителей, методистов и ПДО, включенных в реализацию программы, диагностике промежуточных и конечных результатов, обобщении накопленного опыта и его издание.
    Категория: Мои статьи | Добавил: asd2373 (03.09.2010)
    Просмотров: 1182 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: