Пятница, 17.05.2024, 02:10
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Персональный сайт руководителя Музея школы № 76 Ткачевой ...

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [137]
Другие статьи [9]
Поиск
Вход на сайт
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПЫТА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ (на примере изучения географии родног

    Почему никто не открыл меня?..
    Я был другим, я всегда был другим.
    Почему никто не замечал меня?
    Дж. Леннон

    Опыт творческой деятельности – один из компонентов содержания образования, и необходимость его формирования в первую очередь связана с необходимостью удовлетворения личностных запросов учащихся. Каждый ученик стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы, а чтобы самореализоваться в современном обществе, нужно уметь эффективно решать проблемы, совершенствовать и применять приобретенные знания и умения, грамотно работать с информацией, уметь сотрудничать, то есть нужно иметь определенный опыт творческой деятельности.

    По мнению доктора педагогических наук В.П. Беспалько [1], творческого уровня человек достигает лишь в тех видах деятельности, которые соответствуют его врожденным способностям. Таким образом, можно сделать вывод, о том, что сформированность индивидуального опыта творческой деятельности определяется не только уровнем развития вышеперечисленных умений, но и уровнем развития индивидуальных врожденных способностей к определенному виду деятельности.

    Следовательно, чтобы замечать, открывать и воспитывать творцов, необходимо учить учащихся способам решения творческих задач и проблем, а также создавать благоприятные условия для раскрытия и развития их индивидуальных врожденных способностей к тому виду деятельности, к которому, по словам А. Маслоу, они «чувствуют себя потенциально способными» [1].

    Главным условием формирования индивидуального опыта творческой деятельности учащихся является профессионально направленное персонализированное образование, которое предполагает построение учащимися своей индивидуальной образовательной траектории. Теоретические основы построения такого образования отражены в работах В.А. Андреева, В.П. Беспалько, А.В. Хуторского.

    В настоящий период информатизации и «интернетизации» общества одним из условий организации эффективного персонализированного обучения, работающего на формирование индивидуального опыта творческой деятельности, является использование в обучении развивающих возможностей образовательных интернет-ресурсов. Среди разнообразных существующих сегодня образовательных интернет-ресурсов важное место в учебном процессе должны занимать учебные интернет-проекты (телекоммуникационные проекты).

    Учебный телекоммуникационный проект -- это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности [2].

    Методика проведения и значение интернет-проектов в обучении раскрыты в работах Е.С. Полат [2], А.В. Хуторского [3]. В методике обучения географии образовательное значение телекоммуникационных проектов доказал в своем диссертационном исследовании А.И. Шейнис.

    Но, несмотря на существующие теоретические наработки по вопросу организации деятельности учащихся в интернет-проектах, достаточное оснащение школ компьютерами с выходом в Интернет, наличие в сети действующих учебных телекоммуникационных проектов, связанных с географией, анализ информации в сети Интернет показал, что единицы учителей географии организуют деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах. В ходе бесед с учителями географии из различных районов Новосибирской области было установлено, что основными причинами этого являются слабая осведомленность учителей о действующих интернет-проектах, связанных с географией, а также отсутствие методических рекомендаций по эффективному использованию их образовательного потенциала.

    Цель данной статьи -- представить первые положительные результаты в формировании индивидуального опыта творческой деятельности учащихся через профессионально направленное персонализированное обучение, выстроенное на основе участия учащихся в интернет-проектах, связанных с изучением географии родного города.

    С 2002 года в учебный план нашей школы для учащихся седьмых классов был введен предмет «Искитимоведение». Программа курса «Искитимоведение» была разработана мной под руководством научного руководителя Д.П. Финарова, доктора географических наук, профессора РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург). Одна из главных целей новой учебной дисциплины -- формирование у учащихся индивидуального опыта творческой деятельности в ходе изучения географии родного города. Технологический подход к формированию индивидуального опыта творческой деятельности, который стал основой курса «Искитимоведение», включает два блока. Первый блок осуществляется на уроках и направлен на формирование умений, необходимых для решения творческих задач: комбинировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать. В этом блоке обучаются способам (алгоритмам) решения творческих задач: «мозговому штурму», системному анализу (оптимален для объяснения изменений происходящих в ПТК), методу экстраполяции, методу аналогов.

    Цель второго блока -- выявление и развитие интересов и специальных способностей учащихся к определенному виду деятельности на основе профессионально направленного персонализированного обучения. Реализация цели этого блока технологического подхода осуществляется во внеурочное время на кружке «Краевед в Интернет», где учащиеся работают над заданиями образовательных интернет-проектов, связанных с изучением своей местности.

    Методика работы во втором блоке курса географии родного города состояла из нескольких этапов.

    1. Выявление интересов учащихся к учебным предметам и соотнесение их с наиболее вероятностной областью профессиональной ориентации личности. На этом этапе, анализируя результаты психологического тестирования и наблюдения за учащимися учителей-предметников, работал психолог школы.
    2. Анализ ресурсов сети Интернет, подбор образовательных межпредметных интернет-проектов, связанных с тематикой курса «Искитимоведение». Для работы были отобраны телекоммуникационные интернет-проекты с сервера Новосибирской областной образовательной сети (www.websib.ru) и с сервера www.narod.ru.
    3. Определение характера межпредметных связей заданий и профессиональной направленности телекоммуникационных проектов.
    4. Привлечение учителей-предметников к совместной работе с учащимися над интернет-проектами.
    5. Знакомство учащихся с интернет-проектами.

    Учащимся предлагается список отобранных интернет-проектов с кратким описанием их заданий, а также предметной и профессиональной направленности. Интернет-проекты, в которых участвовали ученики искитимской школы № 8 в 2002/2003 учебном году, представлены в таблице.

    Интернет-проекты 2002/2003 учебного года

    Интернет-проект, его адрес в сети

    Краткое описание заданий проекта

    Связь интернет-проекта

     

     

    со школьными предметами

    с профессиями

    «Сибирскими тропинками» www.tropki.websib.ru

    Разработать туристический маршрут по родному городу, подготовить рекламу маршрута, досуговые мероприятия на маршруте для туристов. Апробировать маршрут, провести экскурсию на маршруте. Отчет о работе представить в Интернет.

    География, искитимоведение, экономика, история, информатика, физкультура

    Ученый-географ, ученый-историк, рекламный агент, экскурсовод, фотограф, веб-мастер, турист, спортсмен

    Международный проект «Local History – Местная история» http://local.websib.ru

    Написать сочинение о родном городе на английском или немецком языках. Принимаются сочинения и на русском языке.

    География, искитимоведение, история, иностранный и русский языки

    Писатель, учитель иностранного языка, переводчик

    «Мое имя»

    http://www.websib.ru/~ic
    /my_name

    Написать историю возникновения своего имени. Провести исследовательскую работу, выяснив, кто из великих людей, в том числе и земляков, носил ваше имя. Назвать литературные произведения, памятники архитектуры, географические объекты, растения и т.п., существующие в мире и родном городе, так или иначе связанные с вашем именем. Работу можно оформить в виде документа Word, веб-сайта, мультимедийной презентации.

    География, искитимоведение, история, русский язык, литература, мировая художественная культура, биология, информатика и т.д.

    Ученый-историк, ученый-географ, филолог, писатель, искусствовед, веб-мастер

    «Школа юнкоров» молодежной газеты «Рост» города Новосибирска http://www.rost.websib.ru

    В соответствии с рекомендациями виртуального учителя – главного редактора газеты написать статьи разного жанра о событиях, проблемах родного края, населенного пункта, школы.

    Искитимоведение, русский язык

    Журналист, учитель русского языка

    Создание сайтов на сервере www.narod.ru.

    Создать сайт о родном городе, о любимом месте в городе.

    Искитимоведение, информатика

    Веб-мастер, географ

    Выбрав интернет-проекты, ученики знакомятся с условиями участия и размещения проектов на сайтах в Интернет или просматривают веб-страницы сайтов проектов, которые заранее сохраняются учителем в компьютерах, в автономном режиме.

    1. Формирование групп сотрудничества.

    На этом этапе учащиеся распределяются по группам в зависимости от выбранных ими интернет-проектов. Если проекты требуют групповой работы, то в группах между учащимися распределяются обязанности.

    1. Планирование работы.

    Каждый ученик составляет свой план работы над проектом, выстраивая, таким образом, индивидуальную образовательную траекторию. Учащиеся, участвующие в групповых проектах («Сибирскими тропинками», интернет-проект по созданию сайтов), перед индивидуальным планированием составляют план работы группы. Планы корректируются вместе с учителем.

    1. Совместная работа учащихся и учителей-предметников над составлением графика консультаций по вопросам, возникающим в ходе работы над интернет-проектами.
    2. Работа над интернет-проектами: сбор информации, ее оформление в соответствии с заданиями проектов, размещение в сети Интернет.
    3. Представление, защита и оценка результатов работы в интернет-проектах.
    4. Индивидуальная рефлексия. По окончании работы над интернет-проектами все участники пишут анализ своей работы, отмечая трудности и успехи.

    Такой подход к организации работы на кружке «Краевед в Интернет» предъявляет особые требования к руководителю кружка, который должен обладать хорошими технологическими навыками. Один из вариантов проведения занятий на кружке – это присутствие как минимум двух учителей: учителя информатики и руководителя краеведческого кружка.

    В ходе работы учащихся в учебных телекоммуникационных проектах достигается ряд положительных результатов: осуществляется предпрофильная подготовка школьников, создаются новые образовательные интернет-ресурсы, которые в дальнейшем применяются учителями Искитима в обучении, например сайт о городе (www.iskitim-town.narod.ru), веб-страницы о достопримечательностях Искитима (http://www.tropki.websib.ru/iskitim.htm). Но самое главное, в ходе выполнения исследовательских заданий интернет-проектов на перенос, применение знаний и умений, полученных в разных школьных дисциплинах, у учащихся накапливается индивидуальный опыт творческой деятельности. О сформированности опыта творческой деятельности учащихся можно судить по результатам выполнения заданий проектов, а также по высокой мотивации творчества, которая проявляется в высокой посещаемости кружка по выбору. Несмотря на «необязательность» участия в интернет-проектах, кружок «Краевед в Интернет» посещают девяносто пять процентов учащихся классов, в которых проводится экспериментальная проверка технологического подхода, направленного на формирование индивидуального опыта творческой деятельности.

    Это связано со следующими причинами: а) работа на компьютерах и в Интернет, что входит в сферу интересов современных подростков; б) возможность выполнить общественно значимую работу, получить призы, а результаты представить тысячам пользователей Всемирной сети; в) возможность проявить себя в том виде деятельности, который интересен и к которому чувствуешь себя способным.

    Список литературы

    1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. 352 с.
    2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.
    3. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. 320 с.

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: asd2373 (01.12.2010)
    Просмотров: 1909 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: