Четверг, 16.05.2024, 12:58
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Персональный сайт руководителя Музея школы № 76 Ткачевой ...

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [137]
Другие статьи [9]
Поиск
Вход на сайт
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Патриотизм: традиции и инновации

    Патриотизм: традиции и инновации

     

    Что есть патриотизм? Можно долго спорить, любовь ли это к родине (привязанность к месту рождения), или государству (поклонение правящей верхушке), или же, может, целый комплекс ощущений, мыслей, желаний, идей, целое мировоззрение, индивидуальное для каждого. И первое, и второе, и третье, и даже неназванное четвертое – все будет верным. Суть понятия патриотизма, вероятно, зависит лишь от того, кто этим понятием оперирует и в каком контексте.

     

    Патриотическое воспитание на сегодняшний день является одной из актуальнейших проблем государственной политики, потому что Россия остро нуждается в людях, которые честно, с полной отдачей будут выполнять профессиональные задачи, принося пользу российскому об-ществу.

     

    Исходя из этого, под патриотическим воспитанием понимается: комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов, направленных на формирование у человека любви к Отечеству, уважения к истории нашей страны, заботу о благосостоянии народа [1, с. 5].

     

    А.С. Пушкин писал: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков» [2, с. 91]. Сегодня не модно говорить о любви к своей Родине. Стало гораздо привычнее ее ругать, говорить о ее падении и ничтожестве. Но попробуем представить себе государство, народ которого не испытывает чувства любви к своей земле, своей Отчизне. У такого государства нет будущего. Именно поэтому патриотическое направление воспитательной работы в настоящее время является приоритетным.

     

    Основная цель воспитания и обучения – становление высоконравственной личности, уважающей традиции и знающей историческое и культурное прошлое. Это предполагает формирование четкой гражданской позиции, способности к личностному и профессиональному самоопределению [2, там же].

     

    В разные времена все великие люди говорили о патриотизме и давали ему определения. Как, например выше упоминавшийся А.С. Пушкин, так Н.М. Карамзин в стихотворении «К Отечеству» в 1793 году писал:

     

    «Цвети Отечество святое,

    Сынам любезное, драгое!

    Мы все боготворим тебя,

    И в жертву принести себя

    Для пользы твоего готовы...» [3, с. 192].

     

    Почти через столетие Ф.М. Достоевский определял патриотизм так: «Это тесная взаимосвязь личности, общества и государства»[3, там же]. И уже в XX веке великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Долг перед Отечеством – святыня человека»[3, там же].

     

    Не только одаренные люди говорили о патриотизме, но и у простого русского народа было заложено понимание любви к своей Родине, долге перед ней. Об этом говорят бытовавшие ранее пословицы и поговорки:

     

    «С родной земли – умри, не сходи»

    «Глупа та птица, которой гнездо свое не мило»

    «Скучно Афонюшке на чужой сторонушке»

    «Без корня и полынь не растет»

    «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»

    «Где кто родится, там и пригодится» [3, там же].

     

    Воспитание патриота, любящего свою Родину, традиционно рассматривалась как задача государственной важности и в дореволюционный период, и в советское время, но с развалом Советского Союза эта работа прекратилась. Согласно социологическому исследованию, проведенному в конце 1990-х годов, о котором упоминает Е.Г. Ванслова – председатель Объединения музейных педагогов России, – 47% учащихся старших классов мечтали уехать за рубеж [4, с.5].

     

    Наконец за последние 7 лет работа по внедрению патриотического воспитания на государственном уровне начала развиваться с новой силой. Об этой проблеме начал говорить президент Российской Федерации В.В. Путин, необходимость воспитания граждан-патриотов своей родины подчеркивается в Постановлении правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». Также была создана государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 г.»(№ 122 Утверждена 16 февраля 2001 г.) [5].

     

    11 июля 2005 года была принята новая государственная программа по патриотическому воспитанию граждан. Цель программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» мало, чем отличается от предыдущей на 2001-2005 гг.: «Совершенствование системы патриотического воспитания… формирование высокого патриотического сознания, верности отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей». Программа предусматривает формирование государственного заказа на производство продукции патриотической направленности организациями культуры, искусства и средствами массовой информации [6].

     

    В системе государственной политики России под патриотическим воспитанием граждан предполагается комплекс мероприятий в направлениях героических событий отечественной истории, выдающихся достижений страны в области науки, культуры и спорта.

     

    Составной частью патриотического воспитания в государственной политике страны и его высшей формой является военно-патриотическое воспитание. Оно ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идеи служения отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости и любви к русской военной славе и военной службе, сохранение и приумножение великих воинских традиций. Это направление на сегодняшний день наиболее близко и понятно молодежи, так как их прадеды, деды и отцы являлись, или являются непосредственными участниками военных событий.

     

    Следующей составной частью патриотического воспитания является героико-патриотическое воспитание, ориентированное на пропаганду военных профессий, воспитании гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям.

     

    Национально-патриотическое воспитание также является составной частью патриотического воспитания, оно основано на христианских заповедях, любви к отечеству, уважении к родителям и старшим. Все это должно быть основано на высокой нравственности и понятии чести.

     

    И последней составной частью патриотического воспитания в государственной политике страны является гражданское воспитание, которое способствует воспитанию правовой культуры и законопослушания, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу [7, с. 99-100].

     

    Как кажется авторам данной статьи воспитание свободной личности, гражданина, патриота своего Отечества должно опираться на богатейший историко-культурный опыт, при соблюдении ведущего принципа – честность по отношению к прошлому и настоящему.

     

    Сегодня, как уже говорилось, наше государство нуждается в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной на деле участвовать в создании нового общества. Решение этой задачи было возложено на учреждения образования и культуры, к коим принадлежит и музей.

     

    Чувство патриотизма является основой личностной системы человека. Оно предполагает не только гордость за прошлое страны и народа, но и устремленность к лучшему будущему, активную позицию в деле его созидания. В основе патриотизма лежит глубоко творческое начало. А понять современность можно только на историческом фоне [8, с. 174]. Обозреть его мы можем только в музее, т.к. музей является носителем исторической памяти.

     

    Как говорит Т.В. Чумалова, старший научный сотрудник Лаборатории эстетического образования, музей «стал рассматриваться в системе современной культуры, образования и воспитания как сложный и многофункциональный феномен, обладающий не только огромными образовательно-воспитательными возможностями, но мощным ценностно-ориентирующим потенциалом.... Историко-культурное просвещение, которое осуществляется в стенах музея, основывается на включении ценностей прошлого в современную жизнь и является мощным фактором формирования нравственности, гражданской позиции, чувства патриотизма» [9, с. 76-77].

     

    Но почему именно музеи являются центрами патриотического воспитания? Как говорит Е.Г. Артемов: «Музей по своей социальной сути явление патриотическое, его миссия устремлена в будущее…» [10, с.11].

     

    Музей – один из инструментов идеологии. В этом смысле музеям всегда отводилась важная роль в патриотическом воспитании, хотя понимание того, что такое патриотизм, все время менялось в зависимости от идеологических установок. Как говорит А.М. Голицын: «Патриотическое воспитание в современной России должно быть, так как любовь к родине, к ее истории и культуре – залог процветания страны и духовного здоровья общества». Но музеи должны, прежде всего, воспитывать культурного, самостоятельно мыслящего и понимающего человека – это их прямое назначение [11, с.100].

     

    Одним словом, музей, решая задачу патриотического воспитания должен формировать у ребенка ощущение присутствия прошлого в настоящем и будущем посредством общения его с культурным наследием.

     

    «Истинный патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством» [12, с. 16].

     

    В современной социокультурной действительности существует две различные точки зрения на определение содержания патриотического воспитания. Это – государственная, направленная на воспитание граждан и защитников Родины путем пропаганды истории войн, проведения военно-патриотических мероприятий и соревнований и т.п. И вторая – воспитание патриотизма путем формирования мировоззрения, умственных, нравственных, эстетических, физических и трудовых качеств. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к служению Отечеству, выполнению гражданских функций.

    Категория: Мои статьи | Добавил: asd2373 (06.10.2010)
    Просмотров: 3151 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.8/38
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: