Патриотизм: традиции и инновации
Что есть патриотизм? Можно долго спорить, любовь ли это к
родине (привязанность к месту рождения), или государству (поклонение правящей
верхушке), или же, может, целый комплекс ощущений, мыслей, желаний, идей, целое
мировоззрение, индивидуальное для каждого. И первое, и второе, и третье, и даже
неназванное четвертое – все будет верным. Суть понятия патриотизма, вероятно,
зависит лишь от того, кто этим понятием оперирует и в каком контексте.
Патриотическое воспитание на сегодняшний день является одной
из актуальнейших проблем государственной политики, потому что Россия остро
нуждается в людях, которые честно, с полной отдачей будут выполнять
профессиональные задачи, принося пользу российскому об-ществу.
Исходя из этого, под патриотическим воспитанием понимается:
комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов,
направленных на формирование у человека любви к Отечеству, уважения к истории
нашей страны, заботу о благосостоянии народа [1, с. 5].
А.С. Пушкин писал: «Клянусь честью, что ни за что на свете я
не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших
предков» [2, с. 91]. Сегодня не модно говорить о любви к своей Родине. Стало
гораздо привычнее ее ругать, говорить о ее падении и ничтожестве. Но попробуем
представить себе государство, народ которого не испытывает чувства любви к
своей земле, своей Отчизне. У такого государства нет будущего. Именно поэтому
патриотическое направление воспитательной работы в настоящее время является
приоритетным.
Основная цель воспитания и обучения – становление
высоконравственной личности, уважающей традиции и знающей историческое и
культурное прошлое. Это предполагает формирование четкой гражданской позиции,
способности к личностному и профессиональному самоопределению [2, там же].
В разные времена все великие люди говорили о патриотизме и
давали ему определения. Как, например выше упоминавшийся А.С. Пушкин, так Н.М.
Карамзин в стихотворении «К Отечеству» в 1793 году писал:
«Цвети Отечество святое,
Сынам любезное, драгое!
Мы все боготворим тебя,
И в жертву принести себя
Для пользы твоего готовы...» [3, с. 192].
Почти через столетие Ф.М. Достоевский определял патриотизм
так: «Это тесная взаимосвязь личности, общества и государства»[3, там же]. И
уже в XX веке великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Долг перед Отечеством
– святыня человека»[3, там же].
Не только одаренные люди говорили о патриотизме, но и у
простого русского народа было заложено понимание любви к своей Родине, долге
перед ней. Об этом говорят бытовавшие ранее пословицы и поговорки:
«С родной земли – умри, не сходи»
«Глупа та птица, которой гнездо свое не мило»
«Скучно Афонюшке на чужой сторонушке»
«Без корня и полынь не растет»
«Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»
«Где кто родится, там и пригодится» [3, там же].
Воспитание патриота, любящего свою Родину, традиционно
рассматривалась как задача государственной важности и в дореволюционный период,
и в советское время, но с развалом Советского Союза эта работа прекратилась.
Согласно социологическому исследованию, проведенному в конце 1990-х годов, о
котором упоминает Е.Г. Ванслова – председатель Объединения музейных педагогов
России, – 47% учащихся старших классов мечтали уехать за рубеж [4, с.5].
Наконец за последние 7 лет работа по внедрению
патриотического воспитания на государственном уровне начала развиваться с новой
силой. Об этой проблеме начал говорить президент Российской Федерации В.В.
Путин, необходимость воспитания граждан-патриотов своей родины подчеркивается в
Постановлении правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. «О национальной
доктрине образования в Российской Федерации». Также была создана
государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2001-2005 г.»(№
122 Утверждена 16 февраля 2001
г.) [5].
11 июля 2005 года была принята новая государственная
программа по патриотическому воспитанию граждан. Цель программы «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» мало, чем отличается
от предыдущей на 2001-2005 гг.: «Совершенствование системы патриотического
воспитания… формирование высокого патриотического сознания, верности отечеству,
готовности к выполнению конституционных обязанностей». Программа
предусматривает формирование государственного заказа на производство продукции
патриотической направленности организациями культуры, искусства и средствами
массовой информации [6].
В системе государственной политики России под патриотическим
воспитанием граждан предполагается комплекс мероприятий в направлениях
героических событий отечественной истории, выдающихся достижений страны в
области науки, культуры и спорта.
Составной частью патриотического воспитания в
государственной политике страны и его высшей формой является
военно-патриотическое воспитание. Оно ориентировано на формирование у молодежи
высокого патриотического сознания, идеи служения отечеству, способности к его
вооруженной защите, привитие гордости и любви к русской военной славе и военной
службе, сохранение и приумножение великих воинских традиций. Это направление на
сегодняшний день наиболее близко и понятно молодежи, так как их прадеды, деды и
отцы являлись, или являются непосредственными участниками военных событий.
Следующей составной частью патриотического воспитания
является героико-патриотическое воспитание, ориентированное на пропаганду
военных профессий, воспитании гордости за сопричастность к деяниям предков и их
традициям.
Национально-патриотическое воспитание также является
составной частью патриотического воспитания, оно основано на христианских
заповедях, любви к отечеству, уважении к родителям и старшим. Все это должно
быть основано на высокой нравственности и понятии чести.
И последней составной частью патриотического воспитания в
государственной политике страны является гражданское воспитание, которое
способствует воспитанию правовой культуры и законопослушания, высокой
нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной
готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу
[7, с. 99-100].
Как кажется авторам данной статьи воспитание свободной
личности, гражданина, патриота своего Отечества должно опираться на богатейший
историко-культурный опыт, при соблюдении ведущего принципа – честность по
отношению к прошлому и настоящему.
Сегодня, как уже говорилось, наше государство нуждается в
формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной на деле
участвовать в создании нового общества. Решение этой задачи было возложено на
учреждения образования и культуры, к коим принадлежит и музей.
Чувство патриотизма является основой личностной системы
человека. Оно предполагает не только гордость за прошлое страны и народа, но и
устремленность к лучшему будущему, активную позицию в деле его созидания. В
основе патриотизма лежит глубоко творческое начало. А понять современность
можно только на историческом фоне [8, с. 174]. Обозреть его мы можем только в
музее, т.к. музей является носителем исторической памяти.
Как говорит Т.В. Чумалова, старший научный сотрудник
Лаборатории эстетического образования, музей «стал рассматриваться в системе
современной культуры, образования и воспитания как сложный и
многофункциональный феномен, обладающий не только огромными
образовательно-воспитательными возможностями, но мощным ценностно-ориентирующим
потенциалом.... Историко-культурное просвещение, которое осуществляется в
стенах музея, основывается на включении ценностей прошлого в современную жизнь
и является мощным фактором формирования нравственности, гражданской позиции,
чувства патриотизма» [9, с. 76-77].
Но почему именно музеи являются центрами патриотического
воспитания? Как говорит Е.Г. Артемов: «Музей по своей социальной сути явление патриотическое,
его миссия устремлена в будущее…» [10, с.11].
Музей – один из инструментов идеологии. В этом смысле музеям
всегда отводилась важная роль в патриотическом воспитании, хотя понимание того,
что такое патриотизм, все время менялось в зависимости от идеологических
установок. Как говорит А.М. Голицын: «Патриотическое воспитание в современной
России должно быть, так как любовь к родине, к ее истории и культуре – залог
процветания страны и духовного здоровья общества». Но музеи должны, прежде всего,
воспитывать культурного, самостоятельно мыслящего и понимающего человека – это
их прямое назначение [11, с.100].
Одним словом, музей, решая задачу патриотического воспитания
должен формировать у ребенка ощущение присутствия прошлого в настоящем и
будущем посредством общения его с культурным наследием.
«Истинный патриотизм выступает в единстве духовности,
гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою
неразрывность с Отечеством» [12, с. 16].
В современной социокультурной действительности существует
две различные точки зрения на определение содержания патриотического
воспитания. Это – государственная, направленная на воспитание граждан и
защитников Родины путем пропаганды истории войн, проведения
военно-патриотических мероприятий и соревнований и т.п. И вторая – воспитание
патриотизма путем формирования мировоззрения, умственных, нравственных,
эстетических, физических и трудовых качеств. Только сформировав личность
гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями,
интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать
на успешное решение более конкретных задач по подготовке к служению Отечеству,
выполнению гражданских функций. |