Понедельник, 29.04.2024, 14:59
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Персональный сайт руководителя Музея школы № 76 Ткачевой ...

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [137]
Другие статьи [9]
Поиск
Вход на сайт
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ-СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ


    В нашей школе № 76  ведется курс «История Сибири». Понимая, что из школьного курса недопустимо исключение краеведческого материала, с которым учащиеся реально соприкасаются в жизни, руководитель музея поставила перед собой цель — собрать в кабинете истории предметы быта предыдущих поколений и те, что недавно были реалиями наших дней. В кабинете создано несколько экспозиций: «Кухонная утварь», «Предметы ткацкого ремесла», «Лампы и утюги», «Предметы кузнечного ремесла». Не замыкаясь на краеведческом материале Юлия Геннадьевна собирает и другой исторический материал. Так, в кабинете оформлены следующие стенды: «Значки советского периода», «Деньги разных стран», «Старые книги и газеты». Основная часть историко-краеведческого материала (более полутора тысяч предметов) собрана учащимися. На основе собранного материала учащиеся пишут доклады на темы:  «Предметы крестьянского быта» и другие .Собранный материал используется на уроках, связанных с такими темами: «Жизнь и быт крестьян», «Древние славяне» и др.

    А сейчас мы готовимся к юбилею города, и активисты музея сделали несколько интересных проектов: «Мой Северск. Мир изменяется, мы изменяемся…». Это фотозарисовки на которых показано, как изменился наш город. Вот раньше на въезде в город была стела с надписью «Томск-7», а сейчас «Северск». Еще пример: раньше перед ДК им. Островского стоял памятник В.И. Ленину, сейчас Островскому. И таких примеров много. Вот другой проект сделанный группой учащихся «Лепестки былого. Календарь памятных и юбилейных дат родного города». Ребята собрали богатый материал по датам города -  даты рождения и смерти знаменитых людей, даты образования учреждений и т.д. Скоро будет презентация этого сборника.

    О том, как создавался музей, о приобщении учащихся к святому чувству Родины, рассказывает сама Юлия Геннадьевна. В нашем обществе за минувшее столетие в системе образования ни один школьный предмет так не насиловали, как историю. Извратили и оболгали все прошлое страны и народа, опошлили само понятие «историческая наука». Учителя истории перестали уважать свое ремесло, а, следовательно, и себя самих. Многие из них, умные и честные, ушли из школы. Они не выдержали испытание пошлостью. Какие остались? Разные. Среди них и те, кто всеми силами пытается отстоять право истории быть школьным предметом. Моральное право, не юридическое. Именно для таких учителей, моих уважаемых коллег, я пишу эту небольшую статью. Возможно, кому-то она поможет найти себя, натолкнет на мысли, последующие решения... Бывая в Областном краеведческом музее, я всякий раз завидовала: вот бы часть представленных здесь экспонатов — да в школу. А что! С познавательной точки зрения у музея есть определенные минусы: низкая посещаемость (а то и вовсе безлюдные залы), подчеркнутая отгороженность от экскурсантов (все за стеклом и натянутыми лентами, табличками «Не трогать», «Не шуметь»). Да и часто ли мы ходим в краеведческий музей? Школьный учебный кабинет самым естественным образом устраняет эти минусы. Ежеминутно в нем — десятки «посетителей» - учеников, все можно потрогать и разглядеть, а бывают здесь ребята почти каждый день. Так возникла идея создать маленький школьный музей на базе кабинета истории, кабинет-музей. Название пришло само собой — «Предметы русского быта». С чего начинала? У меня дома, как у каждого учителя, имелись различные старинные вещицы: глиняный кувшин, икона, царские монеты и прочее. Принесла в кабинет, разложил по полкам — первые экспонаты есть! Реакция  учеников была мгновенной — что это и для чего это? Объяснила и попросила помощи: давайте вместе создавать исторический музей. Возник интерес, появилось общее дело. Было это в 2003 году. Прошло время. Чего мы достигли? Главное — прошли период «первоначального накопления» исторического материала. Например: в разделе «Значки» почти 800 значков советского времени (все разные); «Деньги различных стран» — 180 монет и 125 бумажных купюр; «Предметы быта» — старинный утюг и много другого; «Кухонная утварь» — это ухваты, чугуны, ступы, самовары... А есть еще разделы «Ткачество», «Кузнечные изделия». Или вот — рубели, сучилка, валёк... Не помните? Ну, как же, необходимейшие приспособления для стирки и глажения белья, одежды! А всего в нашем кабинете-музее около 2 500 предметов, каждый из которых является своеобразным историко-краеведческим экспонатом. Причем основную часть их разыскали и принесли сами ученики. И второе. Накоплен определенный опыт работы в данном направлении, появились первые наблюдения и выводы, пришло понимание того, что мы с ребятами на правильном пути. Зачем нужен кабинет-музей истории в школе, что он дает учащимся и самому учителю? Многое. Во-первых, формируется бережное, уважительное отношение к нашему прошлому. Мы ведь в этом отношении по-прежнему варвары, живем одним днем. Есть в  школе знамя комсомольской организации, знамя пионерской дружины,  барабан,  горн, даже бюст Ленина. Я не скорблю о советском прошлом, но это — часть нашей истории, и ее необходимо сохранить, хотя бы в виде музейных экспонатов. Кстати, гипсовый бюст Ленина ребята нашли все-таки на свалке. Школьный музей дает возможность взглянуть на прошлое своей страны как-то иначе, без идеологических предубеждений, а конкретно, искренне и заинтересованно. ... Пятиклассник Андрей, исследуя окрестности собственной дачи, свалился в глубокую яму. Испугался, стал поспешно карабкаться наверх и наткнулся на острый предмет. Пригляделся — похож на серп земледельца (видел в музее). Не вылез из ямы, пока не откопал находку. Принес в школу. Подобных примеров я могла бы привести много. Влияние музея на ребят в данных случаях очевидно, несколько лет  назад они бы не обратили никакого внимания на разные там черепки да железки, а теперь ребята видят в них предметы материальной культуры своего народа, место которым в школьном музее. В детях проснулся азарт, нешуточный интерес. Они провели тщательную «инвентаризацию» своих дач, гаражей и подвалов, обыскали чердаки домов и сараи деревенских родственников в поисках предметов старины. «Добычу» несли в музей, где вместе с учителем истории определяли историческую ценность находки и решали ее дальнейшую судьбу. В итоге косвенно рос интерес к истории, да и само понятие «история» уже не ограничивалось рамками школьного предмета и соответствующего учебника. Неравнодушие ребят к делу, живое участие в нем — вот что очень важно. ... Лето, каникулы, я, как обычно, в школе. Приходят десятиклассницы Оля и Катя. «Юлия Геннадьевна, мы хотим в музей, откройте его, пожалуйста». Интересуюсь причинами такого желания. Отвечают: «Давно в нем не были, не видели, соскучились». Для меня эти простые объяснения дороже награды. ... Первый вопрос у ребят после любых каникул: «Что у нас нового?». Имеют в виду экспонаты. Этакая горделивость: «Мы узнавали: в других школах такого, как у нас, музея нет». Я заметила, музейная обстановка кабинета истории как-то обязывает ребят, воспитывает. Бросить бумажку на пол, испачкать стол — нельзя, музей же! На перемене я оставляю учащихся одних в кабинете, за порядком следят сами. А поначалу, помнится, с ухватами по школе бегали... Сейчас нет. Само суровое наказание для любого класса — запрещаю находиться в кабинете на переменах между уроками. Воспринимают такое наказание очень болезненно, поэтому шалунов успокаивают сами. А инициативными, какими стали! Именно по предложению ребят возник раздел музея «Значки»,  «Старые документы» и немало другого. В музее, учащимся значительно интересней. Они постоянно толпятся у экспонатов, разглядывают их, спорят, доказывают; то и дело просят разрешения подержать, примерить, покрутить что-либо; задают мне различные вопросы; очень любят показывать, что именно принес в музей каждый из них. Музейный материал помогает  при изучении истории. Имеющиеся экспонаты позволяют мне наглядно иллюстрировать жизнь нашего народа в советский период (XX век), отчасти дореволюционной России (XIX-начало XX вв.), а XVIII век у нас представлен монетами. Велико значение музея при изучении «Истории Сибири», краеведения. Под влиянием и на основе музейного материала учащиеся пишут доклады. Например «Кухонная утварь крестьянской избы» и другие. С этими докладами авторы выступают перед учащимися. Что касается меня, учителя, то я уже не представляю свою школу иную, без музея. Видимо, вообще не смогу работать иначе. Обстановка кабинета-музея, его экспонаты создают какую-то особую, историческую атмосферу, которая удивительным образом гармонирует с любым учебным материалом, изучаемым на уроках истории, в любом классе. О планах на будущее. Прежде всего, пополнять экспонатами и расширять наш музей, на что мы с ребятами нацелены постоянно. Там у нас будет «Библиотека исторической литературы» по трем направлениям: научные работы, исторический роман и «старые» газеты, изданные после 1917 года. Продолжена работа по воссозданию истории школы. Ей пятьдесят пять лет, она одна из старейших в Северске. Накопление материала идет по таким направлениям: как строилась школа; первые учителя и директор школы; выпускники (по годам выпуска с фотографиями); лучшие ученики школы; выпускники, погибшие при выполнении воинского долга; выпускники, вернувшиеся в школу учителями, и др. Оформляется все в виде альбомов и стендов с документами и фотографиями. Есть задумка, и она в скором времени осуществится — подготовить группу учащихся, которые будут показывать с использованием имеющихся в кабинете-музее экспонатов, как пряли пряжу на ручной прялке, как стирали и гладили одежду с помощью рубеля, сучилки и валька, как пользовались старыми утюгами и лампами, как пользовались старинной кухонной утварью. Было бы прекрасно обойти-проехать вместе с группой, или даже классом, учеников старинные и отдаленные, чтобы пополнить наш музей новыми экспонатами. Словом, планов много… Слов нет, музейные хлопоты велики: это и время, и нервы, и летние отпуска... Зачастую бесплатный труд. Проще не затевать ничего. Но лучше ли? В  прошедшем учебном году в нашей школе на базе музея был проведен семинар руководителей музеев. На этом семинаре, в частности, я старалась убедить коллег в том, что каждой школе необходимо иметь свой, пусть небольшой, краеведческий музей. Есть конкретная школа, у школы — город, у города — ее прошлое...» С чего начинается Родина?

    Кустова Екатерина, 10а класс, председатель актива школьного музея.




































     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: asd2373 (22.09.2010)
    Просмотров: 2472 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: