УЧИТЕ РЕБЕНКА ДОБРОТЕ!
В ходе собрания родители
смогут:
-определить понятие доброты,
добрых дел;
-раскрыть влияние семьи на
воспитание доброты в своих детях;
- поделиться своим опытом в
формировании личности ребенка.
Оборудование: карточки для работы в группах с определениями,
пословицами, проблемными ситуациями, макет дерева, цветная бумага, краски,
альбом.
Структура собрания:
- Мотивация. Круговая беседа.
- Работа с понятиями.
- Обсуждение основной проблемы: работа в группах,
дискуссия, творческая работа.
- Рефлексия. Синквейн.
ХОД СОБРАНИЯ.
Прикоснись
ко мне добротой,
И
болезни смоет волной,
И
печаль обойдет стороной,
Озарится
душа красотой…
1 этап – мотивация. Беседа.
- какие чувства у вас сейчас в
душе?
- Я смогла прикоснуться к вам добротой?
В чем это выразилось?
- Что еще нужно, чтобы ваша душа счастьем,
красотой?
- Какие из перечисленных мотивов
будут приоритетными?
2этап – работа с понятиями.
а) Уточнение понятий.
1 группа.
- Составьте определение понятия «
доброта».
2 группа.
- Вырастите «дерево доброты». На
листьях запишите слова, в которых «спряталось добро» и прикрепите их на дерево.
3 группа.
- В народе всегда относились к
доброте по – особому. Очень много сложено пословиц и поговорок о доброте. Составьте
их из частей.
-2-
б) Анализ выполненной
работы.
1 группа.
- Что такое доброта?
- Где может жить доброта?
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
- В первую очередь доброта должна жить в ваших сердцах.
2 группа.
( Прочитать названия всех однокоренных слов к слову «доброта»,
которые написали родители на листьях дерева).
-Что общего у всех этих слов? (Основа – доброта).
3 группа.
- Вы составили пословицы, где есть слово доброта. Пословица
– это народная мудрость, которая нас чему-то учит.
-Скажите, а каким добрым делам вы хотите научить своих
детей?
в) Обобщение.
Добрые сердца – это сады,
Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды.
- Мы начали
выращивать дерево «дерево доброты» и не должны позволить ему погибнуть. А это значит, его должны окружать добрые
слова, добрые дела, тепло ваших сердец.
3 этап – обсуждение основной проблемы. Работа в группах.
1 группа: работа с произведением И. Панькина «Корабль –
туча».
(См. приложение)
- Материнская любовь
и доброта – это слова – синонимы?
- А сыновняя любовь добра?
- Спрогнозируйте финал произведения.
-Давайте сравним с авторским текстом.
«… В один прекрасный день в бухту вошел красивый корабль под
алыми парусами. На этом корабле все вещи сверкали золотом…. Люди еще никогда не
видели такого корабля. Все жители городка, с мала до велика, высыпали на берег
моря.
-3-
И вдруг
неожиданно для всех с мостика корабля прозвучала команда:
-Снести этот город с лица земли и не оставить здесь ни
единой души!
Ударили корабельные пушки, и били они до тех пор,
пока все дома сровнялись с землей и не стало слышно человеческого голоса.
… А в это
время из-под развалин домика…вышла сгорбленная старуха и стала карабкаться по
трапу на корабль навстречу капитану…
- Я хочу
спросить у капитана, есть ли у него мать, - ответила старуха.
Капитан,
узнав в старухе свою мать, сначала смутился, а потом, справившись с собой,
закричал на матросов:
-Кто вам
разрешил подпускать к кораблю всяких старух? Нет у меня никакой матери!
-А если у
тебя нет матери, - сказала старуха, -значит, нет у тебя и родины, а если нет
родины, тогда не место тебе не только на земле, но и на море. Блуждающим людям
– судьба блуждающих туч.
Только она
успела проговорить так, как корабль стал подниматься к небу и превращаться в
тучу.
-Мама,
мама! –закричал капитан, но уже было поздно.
…
С тех пор
эта туча бродит по свету. Другие тучи хоть дождем выпадают на землю, а эта
носится с одного края неба до другого с опущенными якорями, тщетно надеясь
зацепиться хоть за что-нибудь на земле.»
-Почему сын стал таким?
- А разве мать мечтала об этом?
-Она наказала сына или себя?
- Мать простит сына когда – нибудь?
-Материнская любовь слепа или добра?
2 группа. Работа с произведением В. Осеевой « Сыновья».
-Почему старик увидел только одного сына?
-Значит, двое других ребят не любят своих матерей? А чем же
тогда гордятся их матери?
-На чаше весов: доброе отношение к родителям, с одной
стороны, талант, карьера – с другой стороны. Что перевесит?
- Значит, родители не передали детям доброго отношения к
предкам? А надо ли этому учить?
3 группа. Работа со стихотворением А.Барто.
- Какие добрые дела совершил школьник?
- А вы уверены, что они добрые?
- Чего не объяснили окружающие мальчику?
Добро должно идти от сердца и быть бескорыстным.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета,
-4-
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Творческая работа.
- Есть солнце большое, оно на небе. А есть маленькое солнце.
Оно светит в каждом из нас. Это наша доброта.
Попробуйте изобразить солнце доброты.
4 этап – рефлексия.
-Составляем синквейн
с понятием «доброта».
1 строка – одно существительное, ключевое слово понятия.
2 строка – 2 прилагательных, характеризующих ключевое слово.
3 строка – три глагола, раскрывающих действие понятия.
4 строка – короткая фраза где отражается авторское отношение
к понятию.
5 строка- одно слово в котором выражены чувства и
ассоциации, связанные с понятием.
-5-
Приложение.
КАРТОЧКА 1.
1 группа.
- Из данных слов сформулируйте определение понятия
«доброта», соответствующее определению из словаря С.И.Ожегова.
ДОБРОТА – это………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
(Стремление, душевное расположение, отзывчивость, к людям,
добро другим, стремление делать.)
КАРТОЧКА 1.
3 группа.
Соедините подходящие по смыслу начало и конец пословицы.
На добрый привет…………………..дурное на ум не пойдет.
Про доброе дело…………………….добрый ответ.
Жизнь дана на………………………..говори смело.
Учись доброму……………………….добрые дела.
КАРТОЧКА 2.
1 группа.
« Милая Маша, вот и опять у русских берегов установился
покой. Последний пират уходит за горизонт. Если мой корабль придет без меня, ты
не пугайся. Я очень тяжело ранен. Расти сына, и как вырастет, не забудь мой
мундир надеть на него. … Прощайте.
Сын часто
читал эти слова и никак не мог дождаться дня, когда мать наденет на него
отцовский мундир.
… - Кем ты хочешь быть?
… - Конечно,
капитаном, - ответил он.
… - Хорошо,
-сказала мать и на второй день положила перед ним стопку новеньких книг, а
перед собой вывалила из брезентового мешка целую груду грязного офицерского
белья.
И с тех пор
мальчик с книгами занял место у стола, а мать – у корыта.
Пока
мальчик учился, он был с матерью очень ласков. Но когда окончил ученье и надел
на свои плечи отцовский мундир, стал стесняться выходить с ней на люди. Пока он
рос и хорошел, она ведь старела, а непосильная работа стала клонить ее к
земле.. он не говорил матери об этом открыто, а она не могла не видеть перемены
в сыне. Но матери многое прощают своим детям.»
- Что , по- вашему, может произойти дальше?
-6-
КАРТОЧКА 2.
Группа 2.
Две
женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на
камушек отдохнуть присел.
Вот говорит
одна женщина другой:
- Мой сынок
ловок да силен, никто с ним не сладит.
-А мой поет
как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.
А третья
молчит.
-Что ж ты
про своего сына не скажешь? – спрашивают ее соседки.
- Что ж
сказать? - говорит женщина. – Ничего в нем особенного нету.
Вот набрали
женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины,
останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг
навстречу три мальчика выбегают.
Один через
голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поет,
соловьем заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял
у нее ведра тяжелые и потащил их.
Спрашивают
женщины старичка:
-Ну, что?
Каковы наши сыновья?
- А где ж
они? – отвечает старик.- Я только одного сына вижу.
- Объясните поведение старика.
КАРТОЧКА 2.
3 группа.
-Придумайте название к стихотворению.
А.Барто.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка –
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу. Не влечет. |